Ни для кого не секрет, что столица практически не приспособлена к ежедневной эксплуатации электромобилей. Но возможно ли исхитриться и проездить неделю, не истратив ни грамма солярки? 🙂

Начнем с инфраструктуры. В 2011 году было торжественно объявлено об открытии 28 зарядных станций в Москве: из них только 3 были «быстрыми», а остальные — столбики со считывателем карт и обычной розеткой 220В внутри

26 из анонсированных в 2011, судя по информации на сайте компании, работают до сих пор. (на всякий случай скрин, а то знаю я их…)))


В то время, врочем как и сейчас, у нас официально продавался только один электромобиль, если конечно эту инвалидку можно так назвать — i-Miev, стоимостью 1,8 миллиона рублей! Ходят слухи, будто бы их даже покупали, но я сильно сомневаюсь, что на свои.. 🙂 Создавались станции электрическим монополистом МОЭСК и были переданы в управление компании Револьта. Позднее, точно не знаю в какой момент, МОЭСК забрал взад почти все станции и у Револьты осталось только 5, одна из которых «быстрая». Для использования станций необходимо зарегистрироваться на сайте оператора и получить карту клиента. Что мы заблаговременно и сделали

В середине августа актуальная карта доступности моэсковских зарядок выглядела вот так (сейчас картаи весь сайт отключен, хорошо успел заскринить)

Как единственная рабочая была отмечена только «быстрая» на Обручева К ней мы и отправились из пресс-парка с улицы Добролюбова в будний час пик, чтобы за обещанные 30 минут поиметь 80% заряда батарейки. Мероприятие было рискованное, но по нашим рассчетам до дома должны были дотянуть и в случае провала… :))
Как вы думаете, удалось нам пополнить запас энергии?..
Вопрос риторический — разумеется НЕТ! 🙂

Несолоно хлебавши, мы отправились домой, собирая остатки вечерних пробок. Тут стоит отметить, что по густым пробкам понедельника с 17,30 до 20.00 мы проехали чуть более 45км по навигатору, а запас хода сократился на 50км. С учетом погрешности одометра, точность показаний на удивление высокая и ей смело можно доверять, с одной оговоркой — ехали мы без музыки, климата, света (ну кроме ДХО разумеется), в достаточно плотном трафике и аккуратно, не пытаясь выиграть пару корпусов у потока. На следующий день решено было испытать работоспособность ближайшей станции, оставшейся в ведении Револьты, в Мневниках. Находится она на территории достаточно крутого тюнинг-центра и пробираться к розетке пришлось по тесной парковке между бентлями и прочими амг, стоимостью раз в 10 больше нашего Лифа. :))
Там установлен стандартный столбик с обычной розеткой, который может отдавать не более 16А. Но нам больше и не надо — контрольный блок Nissan пропускает ток до 10А



Стоимость зарядки стоставляет 8 рублей за кВт*ч, которые списываются с карточки. Скорость — примерно 20км хода в час…
Машину можно оставить — столбик на время зарядки запирает вилку и крышка откроется только по вашей карточке. Но куда деваться без машины? Метро рядом нет.. Да и целесообразность такого перфоманса можно обосновать лишь ситуацией «Некуда деваться» 🙂 Поэтому, пока Leaf жадно сосет электричество из сети, ищем альтернативные варианты.

На счастье, мой приятель Алексей оказался на производственной базе своей фирмы по изготовлению нестандартной наружной рекламы «Братья Рудовы». Он предложил мне удлинитель и поболтать о перспективах электрического траспорта, а заодно и поднабраться энергии в процессе. Перед таким предложением я устоять решительно не мог! :)) Насосав на 40 рублей и примерно 60км хода от револьты, выдвинулись на Рябиновую улицу к Леше 🙂 Территория закрытая, да и Листок мало отличается от обычных хетчей на дороге, поэтому ажиотаж вокруг диковинного траспорта относительно умеренный :))

Основной вопрос — а где у него мотор?.. Хотя подкапотное пространство не сильно отличается по внешнем виду от обычного автомобиля. С той лишь поправкой, что самого электродвигателя практически не видно под инвертором 🙂

И тут можно пару слов сказать об автомобиле и его потребительских характеристиках, без оглядки на электрическую составляющую. Напомню, автомобиль 2009 года рождения и не претендует на звание «Павлика Морозова» в сегменте — это просто добротный и недорогой автомобиль, как и все ниссаны.


По размеру и вместительности Leaf примерно соответствует Tiida

Только конфигурация багажника немного другая, хоть и не в ущерб емкости, но увы — запаски нет вообще… И благодаря этому, полную тележку из супермаркета можно смело вываливать прямо через край — ничего не потеряется 🙂

Салон, как и положено американцу, велюровый 🙂

Приборка совершенно не стандартная, хотя все более-менее на привычных местах и читается хорошо. Но вот кнопки на бибикалке.. Круиз ни разу не включил без сигнала окружающим :)) Не приживется, я надеюсь.. 🙂


Отдельного упоминания заслуживает только счетчик спасенных ёлок в верхнем блоке, который помогает передвигаться экономично. Правда, более 5 хвойных спасти нельзя — на дисплее больше не помещается :)) (фотка с андроида, кстати.. ;))



Джойстик выбора направления и режимов движения

Пару слов о технической составляющей
Автомобиль массой около 1500кг приводится в движение электродвигателем мощностью 80 кВт(?110лс) и моментом 280Нм, который доступен со старта. Трансмиссия ограничивается из одноступенчатым редуктором с передаточным отношением 1:7.94, передающим момент на переднюю ось. Поэтому — потерь никаких и резкозти Leaf в городской толчее позавидует иной спорткар. Но, за каждый форсаж приходится не пропорционально расплачиваться запасом энергии 24 киловатной батареи. И если пытаться дерзить потоку, запас хода начинает таять на глазах. Такая же картина наблюдается на скоростях за 100.. Так что всегда стоит выбор — ехать побыстрее или подальше 🙂 Чтобы зарядиться полностью от обычной розетки нам надо часов 7, а сидеть до ночи никому не охота 🙂 Поэтому одалживаем у Леши удлинитель и едем домой.

Вечером возиться с проводами уже не охота и мы откладываем зарядку до утра. А на следующий день диллема — ехать в мневники и стоять там пол дня, заряжаясь по 8руб/Квт*ч, или тянуть удлинитель из окна… Решение приходит само собой — хоть на карте Револьты зарядка и светится свободной, менеджер кениг мотор говорит, что она не доступна! Если бы я поверил сайту, пришлось бы ждать пока освободится или толкать Leaf до дома :))

Собственно тут мне стало окончательно понятно, что надеяться на инфраструктуру москвы абсолютно бессмысленно. Если у вас нет круглосуточного доступа к собственной розетке — забудьте про электромобили!!! 🙂

Живу я выше хрущевок, поэтому Лешин удлинитель пришелся как нельзя кстати 🙂 В принципе, можно было и купить — влагозащищенный удлинитель необходимой длины стоит в районе 1,5тыр, но мне он по жизни нафиг не нужен.. Для зарядки вполне достаточно 3х1мм провода — он греется едва заметно, даже сваленный в кучу.

С утра соседей позабавил шнурок из окна моей кухни к машине :)) Но, на удивление, все понимали что происходит и никто не возражал против висящих проводов.. 🙂


Вечером, когда спадут пробки, было решено двинуться к единственной «быстрой» зарядке Револьты на 27км МКАД, поэтому провод болтался за окнами практически целый день, пока не прекратилась зарядка. Не лишним будет отметить, почему обычно указывается время не полной зарядки аккумуляторов, а лишь до 80% Дело в том, что 4/5 емкости батарея набирает раза в 3 быстрее, чем до полной зарядки. То есть, на быстрой станции вы за 30 минут пополните запас энергии до 80 процентов, а остальные 20 можете просидеть у розетки еще часа полтора…

Связано это с особенностями алгоритмов работы контроллеров Li-Ion батареек. И по опыту могу сказать, что не стоит злоупотреблять недозарядом — это приводит к деградации емкости, причем довольно быстро. Но с медленной зарядкой от бытовой электросети, такого эффекта не наблюдается, поэтому к закату мы имели внушительные 195 километров хода 🙂

Перевозбудившись, мы слегда отожгли в крокусе, потом немного поснимали…



И к выезду у нас осталось чуть больше 120км хода. А до целевой заправки не менее 40км в одну сторону по самому короткому пути, но вроде должно хватить и обратно, если что… 🙂 Все еще на крыше Крокуса

Однако, мы не учли одного — это гребаный выезд к «новой москве»… В 12 часов ночи МКАД выглядит там вот так 🙂

Можно снимать на любой выдержке — оно стоит.. 🙂
Разумный навигатор проложил мне путь чуть длиннее, но и чуть свободнее — через Липецкую улицу. По-привычке я ему поверил, хотя с электромобилем стоило предпочесть более короткий и пробочный 🙂 Ночь, ксенон, музыка, тошним… Надо расслабиться, но нервы сдают и я начинаю бодрить себя и трафик и это фатальная ошибка — к заправке EKA мы подъезжаем с минимальным резервом на обратную дорогу.. Ну вы конечно уже догадались?.. Естественно, она не работает!!! :))) Карточку читает, пытается опознать автомобиль и.. Опять ERROR


Пробовал раз 10 и строго по инструкции на экране.. Императору звонил — не берет трубку, как и днем :)) На карточке денег больше, чем 200р которые стоит заправка.. Часы, кстати, у них отстают на час — времени почти 24 (могу показать экзифы и инстаграмы, если что;))

И что делать? Тошнить домой по кратчайшему пути!.. 🙂
Последний раз на мкаде я был таким овощем после нескольких дней белорусского трафика, на фоне которого наше кольцо казалось мне хаосом :))
Но к моему удивлению, с музыкой, светом, вваливая местами, но без климата — я проехал целых 93 километра, а спалил всего 102км из батарейки!!! 9км на свет, радио и отжиг?!.. Да ну нафиг — это вообще не растрата! :))

Климат, конечно, все же надо было попробовать, но ссыкотно — он сразу рисует минус 20км от пробега.. Да и не жарко было совсем.. :))

Короче, выводы такие:
если живете в этом убогом городе — забудьте про электромобиль, еще и за парковки штрафы придут, а реально зарядиться можно только из собственной розетки быстрых зарядок в москве НЕТ, ВООБЩЕ! может их и включат, как обещает прибалт, но больше 5 штук на весь город казна все равно не осилит и закладываться на них я бы не стал. остальные, 100 обещаемых зарядок, будут обычными розетками по 1,5 миллиона рублей, у которых придется сидеть часами. Не ведитесь на это шапито 😉

Однако, эксплуатация электромобиля, особенно такого практичного как Leaf, не лишена смысла! Если вы живете в загородном поселке с собственным гаражом или парковкой у таунхауса и ваш дневной пробег укладывается в 100км, то ночной зарядки вам хватит для бесшумной и экологичной езды при любых условиях! А если нужно только отвезти ребенка в школу и проехаться по сельским бутикам с подружками, то и заряжаться придется через день 🙂 И главное — вам будет пофиг на цену нефти и плевать на разводы ликсютова — вы автономны, спасаете ёлки и выделяетесь из толпы! Это ли не главное счастье бытия, после обладания йоплофоном?.. :)))

PS:
Но с каким же кайфом, сдав Leaf, я сел в своего дизеля, включил климат не открывая окон и нажал акселератор, начхав на экологию.. Ведь у меня под педалью было еще пол бака — а в москве нет столько места, чтобы его истратить…)))