Как комментируют уход Бу Андерссона газеты?

Давайте посмотрим, как комментируется уход Бу Андерссона с поста гендиректора АвтоВАЗа. Можно отметить, что конкретные причины или выглядят невнятными, или не озвучиваются. Например:

— «Нам просто нужен новый человек» (Чемезов)
— «Он много потратил на презентацию Lada Vesta в Италии» (Чемезов)
— «Надо учитывать социальную ситуацию в регионе» (Чемезов)

Дело в том, что ньюсмейкеры могут скрывать реальные причины происходящих событий прикрываясь приемлемым, но ложным, объяснением. Поэтому надо учиться читать между строк. Хороший пример такого чтения между строк — это Евросеть.

У Евросети не было возможности говорить: «Мы перестанем возить контрабандные сотовые телефоны!» (хотя очевидно, что они возили. В то время вообще все возили контрабанду). Поскольку следующий вопрос очевиден: «А сколько вы её возите?» + большой интерес со стороны органов. Поэтому риторика за обеление рынка проходила под лозунгом «равные правила игры для всех» и «давайте жить дружно».

Примерно то же происходит и в случае увольнения Бу Андерссона. При этом рекордные убытки АвтоВАЗа, постоянно поднимаемые прессой, акционерами не поминаются. Людям из бизнеса понятно, что в год запуска двух новых моделей (чего с АвтоВАЗом не было с рождения) капитальные расходы будут велики.

А каковы настоящие причины увольнения Бу Андерссона?

— Андерссон собирался продвигать на рынке Vesta и Xray, которые напрямую конкурируют с продуктами Nissan (например, Almera) и Renault (Duster). Может кто не знает, но альянс Renault-Nissan контролирует более 50% акций АвтоВАЗа. И при равной стоимости обходят их в «заряженности». Без Андерссона АвтоВАЗ планирует делать упор на low-cost, не конкурирующий с иномарками: Granta, Kalina, Priora, 4×4 (Нива). Ещё Бу покусился на святая святых: он начал объяснять, что ВАЗ это тачка не только для рукастых владельцев, но и для тех, кто её просто купил и ездит, обслуживаясь на авторизованном сервисе. А это вотчина только иномарок, ВАЗ на этом поле никто не ждёт. В ходе войн с поставщиками, Андерссон останавливал конвейер, производящий машины для Рено-Ниссана. То есть, Renault-Nissan прямо был заинтересован убрать Андерссона.

— Андерссон мешал поставщикам «сидеть на попе ровно», требуя от них снижения закупочных цен, увеличения отсрочки платежа и соблюдения качества. Пять условий Андерссона к поставщикам: «качество, исполнение сроков поставки, сервис, цена и условия оплаты». «Объединенные автомобильные технологии» (крупный поставщик, структура Ростеха) был выкинут Андерссоном на мороз за несоблюдение этих требований. Чемезов, который по случайности глава Ростеха, прямо сказал, что это было одной из причин отставки (слова Чемезова из статьи на gazeta.ru)

То есть, два крупнейших акционера недовольны, директора можно убирать. Вишенка на торте: осторожные планы АвтоВАЗа по выводу внезапно подешевших российских машин на нетрадиционные иностранные рынки, где у Renault-Nissan свои планы.

А был ли Бу хорошим менеджером? Ведь он сокращал людей, не так ли?



Ответ такой: невозможно на падающем рынке наращивать эффективность производства без роста продаж (а его на сегодняшнем авторынке точно не будет). То есть варианта «не сокращать людей» вообще нет, если перед Бу Андерссоном стоит задача по увеличению эффективности. Поэтому сокращение были необходимы.

Так же, как нельзя наращивать качество и при этом не выкидывать на мороз тех поставщиков («Объединенные автомобильные технологии»), которые прикрылись общим акционером и думают, что они «в домике»

Андерссон — это символ строгого, но справедливого руководителя.

— Строгого к сотрудникам (он заставил, например, менеджеров ВАЗа пересесть на Largus’ы, пусть и в спецкомплектации)

— Он строг к поставщикам (выше)

— Он смог добиться того, что при проседании рынка на 30%, выручка упала лишь на 10%.

Короче: он эффективный менеджер в хорошем смысле этого слова. Со своим мнением.

То что с ним делают — это плохой сигнал тем кто хочет делать эффективные бизнесы в России. Им говорят: главное правильно дружить с акционерами, а не качественно работать.

Можно ли что-то сделать в текущей ситуации?

Ростех — это государственная корпорация. То есть по сути, она должна делать то, что выгодно людям. Я считаю, что я и другие россияне имеют право влиять на те решение, которые принимаются Ростехом. Решения, которые принимает Ростех, не должны идти во вред россиянам. Увольнение Бу Андерссона Ростехом может и должно быть оспорено нами, россиянами.

Renault-Nissan — это частная компания. Для такого рода компаний репутация — один из важнейших корпоративных элементов. Поэтому я уверен, что если о настоящих причинах увольнения Бу Андерссона узнают как можно больше людей, тем больше акционеров и членов правления Renault-Nissan задумаются о том, стоит ли увольнять Бу Андерссона и стоит ли его увольнение тех репутационных рисков, которые в таком случае компания понесет.