Летом в России появится электронная база данных ДТП, в которой будут отражаться все детали инцидента — от состояния погоды в момент аварии до скорости прибытия на места спасателей, «скорой» и сотрудников Госавтоинспекции. Доступ к реестру ДТП будет открытым. Это следует из проекта постановления правительства (есть в распоряжении «Известий»).

В документе указано, что цель новации — создать в России «систему публичного мониторинга для выявления наиболее опасных участков автомобильных дорог и общественного контроля за своевременностью принятия неотложных мер по их обустройству». Ответственный за создание электронной базы данных ДТП — Минкомсвязи. Согласно постановлению, реестр должен появиться до 30 июня 2016 года. В нем можно будет отследить ДТП с 2014 года по настоящее время.

14 марта 2016 года на заседании Госсовета президент России Владимир Путин отметил, что за последние 10 лет в России в ДТП погибли 350 тыс. человек, более 3 млн получили ранения. В 2015 году произошло 184 тыс. ДТП.

Данные для формирования реестра Минкомсвязи будут оперативно предоставлять ГИБДД, МЧС, МВД, Минздрав, Росавтодор в электронном виде (не позже рабочего дня с момента аварии). Реестр будет регулярно актуализироваться.

Источник, близкий к Минкомсвязи, указал, что электронная база данных ДТП улучшит ситуацию на дорогах. Официальные представители министерств и ведомств-исполнителей сочли комментарии по теме преждевременными.

Эксперты позитивно восприняли новацию.

— Создание электронной базы данных ДТП спасет не одну тысячу жизней, — уверен президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. — Необходимость подобного реестра назрела уже давно. Открытые базы данных ДТП существуют в США, Японии, Австралии. В Германии есть и открытый, и закрытый реестры.



Сергей Канаев уверен, что в дополнении к базе данных ДТП нужно разработать мобильное приложение, которое предупреждало бы водителей об опасных участках, чрезвычайных ситуациях и форс-мажорах на различных трассах в режиме онлайн в различных регионах России.

— В США есть подобное приложение, и оно действует от штата к штату, — указал президент ФАР.

По мнению председателя Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, любой шаг в направлении открытости госорганов — это шаг вперед.

— Онлайн-реестр ДТП стимулирует сотрудников ГИБДД работать оперативнее и качественнее, — считает Дмитрий Янин.

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова сомневается в уместности того, что в реестр власти намерены выкладывать и конфиденциальную информацию о гражданах: социальная характеристика, уровень образования, семейное положение, место жительства участника ДТП. По мнению собеседницы, эти сведения для анализа аварии являются лишними.

— К тому же не вполне понятно: зачем выкладывать эти данные, каким образом они могут способствовать предотвращению ДТП, — рассуждает Касьянова. — Ведь статистика о том, что холостые водители, например, чаще семейных становятся виновниками ДТП (или наоборот), не приведет к тому, что к холостым и семейным будут разные требования при сдаче экзамена на права. Возможно, такая статистика будет интересна страховым компаниям для расчета своих коэффициентов (по ОСАГО), но они должны сами получать эти данные и обязаны сохранять их конфиденциальность. Поэтому, возможно, механизмы реализации данной инициативы должны быть доработаны.

Справка. Что будет отражено в единой базе происшествий на дорогах

В базе будут отображаться место ДТП, название дороги, ее категория (федеральная, региональная, муниципальная), адрес происшествия, географические координаты ДТП. В числе сведений о водителе будут отражены: пол; год рождения; социальная характеристика; уровень образования; семейное положение; страна гражданства; место жительства, водительский стаж; время за рулем (в часах); степень опьянения (при наличии); местоположение пешехода; направление движения пешехода, оставлял ли водитель место ДТП. Так же подробно будут обозначены данные о пассажирах. Информация об автомобиле, попавшем в ДТП, будет включать: расположение руля и тип привода; тип шин; год выпуска; фактическая пассажировместимость; количество прицепов (при наличии); регион регистрации; форма собственности; код сведений о высадке/посадке пассажиров (при наличии); дополнительное оборудование (при наличии); техническая неисправность (при наличии); место повреждения. Онлайн можно будет отследить погодные условия, предшествовавшие аварии (температура воздуха (градусов Цельсия); температура почвы (градусов Цельсия); температура воды (градусов Цельсия); атмосферное давление (мм. рт. ст.); скорость ветра (м/с); направление ветра; относительная влажность; осадки; чрезвычайные ситуации на месте ДТП (пожар). Кроме того, любой желающий сможет проанализировать интервал времени прибытия «скорой», спасателей, следственно-оперативной группы, пожарных (в минутах) на место происшествия; действия сотрудников МЧС, ГИБДД на месте ДТП, а также факты их бездействия; число пострадавших и как им была оказана медицинская помощь (вплоть до географических координат больницы, куда поступили пострадавшие).