В свою студенческую бытность подрабатывал я на одной фирме, которая занималась независимым контролем качества на некоторых заводах в автомобильной промышленности. То есть если, например, приходила партия запчастей и в них обнаруживали брак, то вызывали нас и мы проверяли всю партию по какому-либо критерию, а потом или просто раскладывали детали по разным коробкам: без брака (OK) в одни коробки и бракованные (NOK) в другие, или, если было возможно устранить брак (ну там подпилить, подшлифовать, смазать), то дорабатывали детали. Независимую фирму нанимали потому, что собственные сотрудники при проверке нередко пропускали не сильно бракованные детали по принципу «и так сойдёт».

И вот пришла раз партия моторов для сидений, тех, которые делают сидения выше-ниже и т.д. В корпусе находился мотор вместе с редуктором, а снаружи торчала одна шестерёнка. Брак состоял в том, что в некоторых моторах эта шестеренка слегка болталась по ходу вращения. Для проверки мы зажимали шестерёнку в тисках с резиновыми губками и двигали мотор взад-вперёд. Если люфт был меньше, чем сколько-то градусов, то мотор был ОК, а если больше, то, соответственно, NOK. На ОК моторы ставилась зеленая точка перманентным маркером, на NOK моторы – красная.

Спустя месяц работал я на заводе Кайпер (Keiper) в городке Рокенхаузен, на линии, где эти сидения собственно собирают. И там я увидел идущие по конвейеру сидения, в которые были вставлены моторы с красными точками. Я подошёл к своему бригадиру и спросил, чё за фигня? Разве бракованные моторы не должны были вернуть изготовителю? И бригадир поведал мне такую историю: фирма Bosch продала фирме Keiper партию моторов. В моторах обнаружили брак и Кайпер написал на них рекламацию. Бош сделал хорошую скидку и Кайпер оставил всю партию. Моторы, которые ОК, устанавливают в сидения для Мерседеса, а те, которые NOK – в сидения для Опеля и продают Опелю по той же цене, что и Мерседесу.