Как-то в тяжелые времена, мне довелось работать на автомойке. Деньги нужны были вотпрямщас, и тут один знакомый обмолвился, что работает месяц размывая машины и платят за это неплохо, а работников сильно не хватает.

Уже на следующий день я общался со своим будущим шефом, высоким пузатым мужиком, на удивление честным и открытым (как потом показало время).

Сотрудников на мойке не то чтобы не хватало, их ппц тогда как не хватало и я пришелся кстати. Мне назначили трехдневную стажировку (вместо штатной двухнедельной), после которой я должен был начать получать процент с заказа (без оклада, мы только на процентах и жили). Первые заработанные деньги ввиду сложности моей ситуации обещали выплатить по итогам недели. А приступать к работе предложили с этого же дня.

Я быстро свалил домой, переоделся и через полчаса входил в курс дела. В наставники мне назначили какого-то сомнительного персонажа, сидевшего когда-то за мелкую кражу, с гнилыми зубами и страстью к азартным играм. Он показал мне как работает каршер (так у нас называли Кёрхер), предложил сунуть пальцы под его струю — посмотреть что будет (ну я ж не дурак, я ж знаю, что струя эта может разрезать листок бумаги с дистанции 15 сантиметров), потом поржал с моей реакции на такие эксперименты, после показал где брать пену, тряпки и мы начали трудиться. Наш бокс (всего их было три) по длине вмещал две легковые машины, так что мы загоняли клиентов оптом, размывали, под конец мой «наставник» матерясь приходил помогать заканчивать работу с моей машиной, после чего мы выгоняли обоих клиентов из бокса и запускали пару следующих. Денек был напряженный, ноги гудели и были адски сырыми. Не спасали даже резиновые сапоги. Когда я вытащил свои нижние культяпки вечером на свет божий — вся кожа была белой и морщинистой. Тот еще видок, скажу я вам.

А под конец смены ко мне подошли шеф с наставником и попросили остаться в ночь. Вообще, мне был положен отдых – я отпахал 12 часов, и на следующий день должен был отработать еще 14, но кто-то там протерялся и исправить ситуацию вызвался мой наставник, который, тем не менее, отказывался работать в одного. Взамен этих стахановских подвигов мне предлагали уже на следующий день после ночной смены прямо с утра сдавать экзамен без прохождения дальнейшей стажировки и сразу получать 25% с заказа (новичкам обычно назначали 15% на первый месяц, а пока те стажировались – весь их заработок и вовсе шел наставнику). Я ответил: фигня война. И когда все ушли, промыл наш бокс, чтобы затем отправится на боковую. Тогда для меня стало открытием, что если ты спишь при свете (даже надвинув на глаза плотную шапку), сон твой все равно чуток и ты просыпаешься от каждого шороха. Свет мы в подсобке не выключали, потому что он выключался с общего щитка с оголенными проводами.

Ночь прошла тихо. Все двери на это время запирались, а поздним клиентам предлагалось звонить в звонок. Нооо, что то в этом звонке сломалось, так что приехавший утром шеф будил нас матюгами, подозревая в диверсии. Правда, потом он долго изучал камеры (все же шеф был честным человеком) и увидев, что мы к звонку не приближались, извинился.

Так началось мое самостоятельное плавание в автомоечном бизнесе)))

Поначалу я работал медленно, но потом втянулся. Мойка+протирка+шампунь+коврики на седане у нас стоили 370 р, то есть с каждой помывки я получал по 90 р прибыли. А если приезжал джип или минивэн – то и того больше. Плюс бывали всякие пылесосы, полировка панели и проч и проч. Меня этому никто не учил. В принципе, дело не хитрое, никто из клиентов, во всяком случае, на качество работ не жаловался. На второй день работы «на себя» ко мне загнали УАЗик и попросили помыть двигатель. Была у нас такая услуга. Я ошарашено посмотрел под крышку капота и пошел к ближайшему коллеге, спросить: че делать-то? Тот пожал плечами и сказал, что и сам не в курсах. Но, наверное, струей обычной мыть движок не стоит. Я с его доводами согласился, пошел к другому коллеге. Тот сказал, что делал это один только раз, и машина после этого не завелась и был скандал. Еще он предложил залить все химией, а потом как-нибудь аккуратно пройтись струей с дальнего расстояния.

Плюнув на всех этих горе-советчиков, я начал крутить в руках каршеровский пистолет и обнаружил, что у того отвинчивается насадка, которая и придает напор струе. Залив, пространство под капотом химией, я тоненькой струйкой смысл едкую дрянь и полюбовавшись на работу, отправился докладывать о выполнении поставленной задачи. Машина завелась и уехала своим ходом, так что я вроде нигде не прокосячил)))

День на третий с работы выгнали моего знакомого. Тот неудачно прокололся на леваке. Самым удачным временем для левака была ночь. Все примерно знали, какую сумму шеф ожидает увидеть на утро и сдавали ее, излишек оставляя в кармане. Если сумма шефа устраивала ночные камеры он не проверял. Еще был мелкий левак – коврики. Объявляешь клиенту цену за мойку и предлагаешь экономить 30 р на ковриках оставив полтинник (они шли у нас по 20 за штуку) на заднем сиденье. Соглашались все. Самые же старожилы наловчились прогонять машины днем мимо кассы, отстегивая отступные кассиру, когда шеф уезжал. Ну и мой знакомый решил, прогнать несколько машин таким образом. На 13-й машине он спалился. Прогнал леваком машину шефовского знакомого, а тот возьми, потом и спроси у негоп при личной встрече: «а че, оплата теперь не на баре у вас?».

Знакомому прописали пару ударов в пресс с целью профилактики, выслушали его извинения и вежливо попросили больше не появляться на мойке, но при этом выплатили ему все заработанные деньги, за вычетом одной доказанной левачной помывки.

Я же продолжал впахивать день-ночь-день-перерыв, заявляясь, домой раз в две ночи, чтобы помыться и поспать. В то время я снимал комнатушку у одной мамаши алкоголицы и ее сына торчка, лучшего я по деньгам тогда не мог себе позволить, так что пропадать на работе мне было только в радость.

Чуть позже на мойку пришел еще один новичок. Он учился в универе на дневном, а по ночам работал в такси, арендуя машину у фирмы. Получал неплохо, но однажды таксишную машину расколотил так, что ее можно было только в утиль сдать, да и потерпевшей стороне после выплаты страховки еще должен остался. Хозяин фирмы такси долги перед пострадавшим закрыл и стал всю сумму (долги + разбитая машина такси) с бедолаги-студента требовать. Новичок сначала хотел слиться, но его быстро нашли и объяснили, почему этого делать нельзя. Правда, поступили более чем честно – без счетчика, к основному долгу накинули только премию нашедшим его людям «за беспокойство». Новичок, отстажировавшись 3 дня (это мне только так повезло одним днем обойтись), работал без продыху забив на учебу. По истечении двух с половиной суток работы он заканчивал смену, размывая Крузак и мечтая о том как вернется в общагу поспать. Чтобы помыть крышу, он влез на подножку, оскользнулся и пистолетом разбил зеркало. Шеф долго торговался с хозяином Крузака и с 30 000 рублей тот скинул свои претензии до 6 000 + полгода бесплатной мойки. 6 000 – это было все, что заработал новичок за свои 2,5 смены. Его не уволили, не отправили обратно в стажеры, отнеслись с пониманием и просто отправили отсыпаться.

Самое неприятное в работе автомойщика – мытье фур и автобусов. Боксы были большие и в них могла на полкорпуса влезть фура, правда пространства для перемещения при этом оставалось очень мало и ворота, естественно, не закрывались. На улице в то время стояла ранняя зима: лежал снег и было на полтора десятка градусов ниже нуля. Так что когда мне доставался «фурный бокс», я ходил мокрый и замерший. С улицы дует промозглый ветер, между тобой и боком фуры дай бог метр, вся вода сверху, как ты ни старайся, рикошетит в тебя, в общем бррррр. А по деньгам выходило так себе. Пока ополаскиваешь фуру за 700 р (без химии) другие по 3 – 4 седана прогнать успеют. С автобусами было полегче – пространства мало, но хотя б ворота можно закрыть. Но автобусов было больше и что хуже, они шли по цене как седан. Рядом с мойкой была заправка и конечная остановка нескольких маршрутов. И у мойки и у заправки был один и тот же хозяин, который ввел «акцию». Заправься на 300 литров и получи мойку бесплатно, чем пользовались автобусники. Так, мойка автобуса шла у нас по цене в 600 р (без химии и протирок, просто ополаскивание, то есть 150 рублей комиссии), но по акционным автобусам нам платили всего 25 р (ополаскивание седана стоило у нас 100 р и комиссия с этого составляла те же 25 р, только где, блин, седан, а где автобус!). Автобусы заезжали после 23.00, когда дневная смена уходила домой и начиналась ночная. И вот только ты обрадуешься концу раб дня и наметишь в планах посчитать чеки за день и прикорнуть часок, как дзыыыынь! И ты открываешь ворота свежепомытого бокса и туда заезжает грязное чудовище. И ты его ополаскиваешь, в тесноте, пытаясь поменьше намокнуть, только один фиг ничего не выйдет, и ты будешь обтекать.

Клиенты были по большей части адекватные. Правда встречались и запоминающиеся персонажи.

Например, один перец долго отчитывал меня за то, что я не пристегнул на специальный крючок коврик в его Мерсе. Ну не заметил я этот крючок, че поделаешь?

Когда мне это надоело, я предложил ему внести аванс за пользование боксом (у нас была почасовая оплата за стоянку в тепле) и продолжить разглогольствования, пока я схожу кофе попью.

Клиент похлопал ртом, не найдя что ответить, пообещал напоследок принести мне песца и уехал.

А еще как-то ночью заезжал угашенный чем-то персонаж на гнилой шохе, заказал полную помывку и пылесос. Заглянув внутрь, я офигел – все было засрано кожурками семечек, фисташек, пивными и водочными бутылками, только гавешечек и буэшечек не хватало. Персонажу я назначил двойную цену, ибо эти авгиевы конюшни разгребать дело геморройное.

Тот начал торговаться.

— Давай на пару сотен забьемся



— С какого перепуга?

— Ну, это ж пацанов машина!

— Че?

— Пацанов говорю машина…

Да хоть баб, мне, что с того? — подумал я про себя, сказав вслух, что все просматривают камеры и лишаться работы даже из-за «пацанов» я не намерен. Подумав, персонаж согласился, но я потребовал денег вперед, ибо фиг его знает. Один муросный мешок на 25 литров заняла стеклотара, другой – дрянь забившая пылесос.

Еще как-то под закрытие дневной смены приехал мужик на 11-й. Сказал, что проехал целых 500 км и что машину надо ополоснуть. В принципе, машина и так была относительно чистой – только всякая дрянь в арках налипла. Но было на крыльях и капоте несколько странных инородных желто-серых полупрозрачных пятен, которые назойливо выделялись на белом кузове. Я машину ополоснул – пятна остались. Зову хозяина, говорю: «Принимай работу!»

Тот на пятна тычет и спрашиваешь, че за «ах»?

Я ему говорю: тут химия нужна, вода не возьмет. Будешь химию брать?

— Да че за тра-ляля?! развести меня пытаешься, как «оха»?!

Я при нем еще раз пистолетом прошелся по пятнам – не смываются.

Но мужика это не убедило и он продолжил орать, что я его машину должен ополаскивать столько, сколько нужно для смывки этих пятен.

А я злой тогда был, уставший и вообще не в настроении. И у меня тут же созрел план, как его проучить. Дело в том, что у мужика на капоте краска в некоторых местах потрескалась и немного отслаивалась. Я пошел к шефу, объяснил ситуацию и задумку. Шеф вышел, посмотрел на мужика на капот, послушал тот поток гуано, что клиент изрыгает и подыграл мне, сказав сурово: «Работай лучше!», а сам повел клиента на бар, мол, негоже среди простых холопов клиентам ошиваться.

Сильно дербанить капот я не стал, ну как… треть его площади «под покраску» подготовил. Лакокрасочное покрытие легко сходило под острыми струями воды, обнажая металл(вы ж помните, что она листок бумаги может разрезать). Вернувшись на бар, я объявил хозяину, что пятен больше нет, на капоте во всяком случае. Нуачо, правда же… нет краски – нет пятен.

Уух, сколько криков было. Но уехал мужик ни с чем. Мы сделали все как он хотел – дешево (без химии, сэкономил 150 рублей), удалили все пятна. Ну а то, что краска слетела – так она и так была рада оторваться, он сам видел, что на краске капота трещины, а потому нашей вины нет, мы только доломали, то что было сломано до нас.

Где-то на двадцатый день моей работы, сразу после получки (я заработал тысяч 25, которые мне выдали купюрами по 10 рублей, пришлось за сумкой домой бежать + тысяч 5 калыма), ударили сильные морозы. От конденсата ворота замерзали, так что их приходилось открывать втроем с пинка и разгона. В боксах царил лютый дубак. Поняв, что студить гениталии тут больше не хочу я пошел увольняться. Работников к тому времени набрали больше чем нужно, так что меня отпустили без проблем.

30 тысяч по тем временам были очень хорошими деньгами для нашего города, средняя зп была 15 минус налоги, а 20 – прям вообще шикарно. Комнату, например, я за 2,5 тысячи в месяц снимал.

Перед уходом я подслушал разговор наших барменш. Одна спрашивала у другой, на кого та записывает долг по своим обедам. Обед можно было носить с собой из дома или можно было покупать полуфабрикаты на баре. Вторая барменша ответила, что свои обеды она записывает новичков по очереди и перечислила ряд имен (мое в том числе). Тут стало понятно, почему долги мои по бару оказались значительно выше, чем я ожидал (долги по бару подбивались в день получки). «Отомстил» я им буквально на следующий день. После получки я отработал еще 3 дня, за которые мне причиталось несколько тысяч. Чтобы не ждать конца месяца, я взял на баре в счет зп несколько блоков Парламента. Но барменша забыла записать это и в конце месяца, когда я уже нашел новую, офисную и приятную, работу мне позвонил шеф с мойки, чтобы позвать за деньгами. Про сигареты я ему ничего говорить не стал и приехал за остатками зп. Может быть, те блоки ушли в минус барменше, хотя, скорее всего она их расписала потом на других мойщиков. В любом случае, я свою компенсацию получил.

Пока ходил за получкой, пообщался с бывшими коллегами – старичков почти не осталось, все были новенькими. Оказалось, что через пару недель после моего ухода на мойке зп скинули до 10%, и ввели гибкую систему штрафов, о которых работник узнавал только в конце месяца, так что на выходе могло получиться, что ты вообще ничего не заработал.

По слухам, прежде мойка работала в ноль и служила хозяевам только для отмывки денег (какая ирония: мойка отмывает деньги). Но сытый период 2007-2008 годов закончился, стал подступать голодный 2009-й и хозяева мойки решили начать получать с нее доход.

До всего этого работать на мойке было очень выгодно. Тот же наставник хвастался, что уносит в месяц по 70 – 80 тысяч с учетом левака. Это когда средняя зп по городу была 15! Но далеко он их не таскал – все оставалось в ближайших игровых автоматах.

Своего бывшего шефа (он работал в качестве управляющего, не был владельцем бизнеса) я встречал на жизненном пути еще несколько раз. Он открыл свою контору специализировавшуюся на пластиковых окнах, и я привлекал его в качестве эксперта при написании статьи для одного местного печатного издания. Это послужило неплохой бесплатной рекламой его конторке, за что я был одарен бутылкой коньяка по случаю выгодного клиента. Хотя мне было приятно «отдать должок» за его честность на мойке. Ведь ЗП он считал честно, если где-то ошибался и сотрудник это замечал, — делал пересчет. Еще он отстаивал работников перед клиентами. Хороший босс, словом.