Когда-то давно я работал заправщиком на одной из АЗС Москвы.

Работа не такая уж и разнообразная — заправляй машины, поддерживай порядок, зимой убирай снег, ну и мелкие поручения всякие. Смена на моем месте была 24-х часовая, о чём и расскажу.

Вода и топливо

В графике АЗС имеется технический перерыв во время которого идёт пересменка, во время пересменки в резервуарах проверяется уровень топлива и наличие в резервуаре воды. Делается это с помощью метроштока — длинной алюминиевой линейки. На торец метроштока наносится индикаторная паста которая краснеет при контакте с водой. Если вода обнаруживается, то вызывается специальная служба которая устраняет эту проблему, правда у нас вода не обнаруживалась, по крайней мере при мне.
Кроме метроштока уровень топлива измеряется прибором «Струна». В резервуаре находится измеритель, а табло у оператора.

Приём бензовоза

Про то что бензовоз заправляется по планку абсолютная правда. Бензовоз всегда едет либо полный либо пустой, наполовину — никогда.
Когда бензовоз приезжает на заправку то первым делом его заземляют. Далее старший оператор проверяет пломбы, замеряет плотность и отбирает пробы. Если все ОК то топливо сливается в резервуар. В приёмной трубе резервуара установлен сменный влагоотделяющий фильтр так что даже во время дождя вода в резервуар не попадает. После слива топлива старший оператор проверяет что бензовоз действительно пуст. Количество топлива по накладным и по «струне» расходится очень редко, слить из бензовоза «мимо кассы» тоже проблематично потому, что если будет нехватка то после подписания накладных отвечает за топливо уже старший оператор, а ему понятное дело за чужое платить не хочется.
Не знаю где как, но у нас топливо при наливе в бензовоз обязательно считалось.

«Недоливають»

Все очень любят орать что топливо недоливают, на мой взгляд такое бывает только на левых заправках. На фирменных АЗС за переизбыток можно нехило так влететь, а недостачу ты просто оплачиваешь. «Струна» весьма точный прибор и избыток 10-20 литров топлива выявить легко.

«У меня бак 40 литров, а по счётчику залилось 45! Недоливаете!!!»

Тут ответ прост: топливо продаётся в литрах приведённых к 20°С. Иными словами вам наливают столько бензина сколько его будет когда его нагреют до 20°. Можете проверить сами: налейте из канистры половину банки бензина, сделайте пометку и поставьте банку в холодильник и через сутки проверьте — объем изменится, но фактическое количество останется прежним потому что у бензина очень большой коэффициент расширения
Температурная поправка вводится автоматически исходя из фактической температуры топлива (в топливораздаточной колонке имеется датчик температуры).
Кроме того несколько раз в неделю делается «пролив колонок» с помощью мерного стакана на 10 литров: сначала 3-мя литрами «мерник» смачивается, а потом с каждого пистолета каждой ТРК в него поочередно заливается 10 литров топлива. В «мернике» имеется специальная шкала с температурными поправками и шкала эта кстати весьма длинная. Само собой ежегодно «мерник» отвозится на поверку. В случае если клиент утверждает что колонка недоливает мы предлагали ему «пролить колонку» с помощью этого мерника (правда это мало кого убеждало).
Да и недоливать если честно особого смысла нет — закупочная цена бензинов составляет около четверти от его продажной цены, а дизеля ещё меньше ( помнится я был очень удивлён когда увидел накладную с ценами. Да что там удивлён — искренне по-русски ох@ел), налоги и акцизы конечно очень большие, но навар у крупных компаний очень жирный и без обмана. Можете кстати погуглить про себестоимость бензина

Качество топлива

У крупных компаний с качеством топлива проблем почти не бывает, Роснефть и Локойл не бодяжат 95-й из 76-го. Хотя проблемы иногда бывают, но это как правило небольшое превышение серы. К нам каждый квартал приезжала мобильная лаборатория качества, ежегодно обслуживались резервуары (слив, чистка, проверка герметичности), про воду я уже писал.

Прочее

Наша АЗС работала по предоплате поэтому клиенты топливо не воровали, но на постоплатных такое бывало. Порядок действий — звонок в полицию, на камерах всё записано.

Бывало что клиенты обрывали пистолет ТРК, и если они остановились, извинились то я с помощью 2-х газовых ключей соединял пистолет обратно (хотя положено звонить и вызывать обслугу). А если пистолет оборвали и уехали то опять же полиция, видеозаписи с камер, штрафы. К тому же полиция может написать не только кражу, но и уезд с места ДТП (было такое 1 раз)

Чаевые. Я жил на чаевых, а девочки-операторы мутили со скидками, проворачивали аферы с топливными картами, «списывали» сопутствующие товары. В их кухню я носа не совал потому что нахрен надо.

У нашей заправки была собственная система канализации с отдельным резервуаров не связанная с городской. Как мне объяснили так должно быть на всех заправках.Экология

Стандарты обслуживания. Приезжаешь на заправку, а там кассиры и заправщики тараторят одни и те же заученные фразы, предлагают купить масло/антифриз/ненужное г@вно и улыбаются… Не обижайтесь на них — их заставляют так делать. Каждый месяц приезжает «тайный покупатель» и оценивает качество работы (как правило быстро его вычисляли)

Клиенты. Клиенты это отдельная тема. Надменные и общаются как с говном. Очень любили отмечать что я «понаехавший». Было много которые парковались не той стороной и тянули шланг до другого борта. Некоторые вместо бензина заливали себе дизель и наоборот. В общем клиент он и африке клиент…

Всё вышеописанное относится только к той АЗС где я работал, скорее всего так во всей сети, а как на остальных я не знаю