Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Шлем для автоспорта
Магаданский автофорум М49 > Общий форум > Мероприятия Автоклуба М49
Страницы: 1, 2
Торонага
Интерес появился при обсуждении нового для нас вида состязаний - http://am49.ru/talk/index.php?showtopic=71420

В принципе, вопрос экипировки актуален для всех участников соревнований по автоспорту, независимо от вида, типа ТС и пр.
Возможно кому-то будет интересно. Короче, вот чего я пока нашел.

avtosport.ru пишет:

Цитата
Шлемы для любительских соревнований. Памятка.
ЗАЩИТНЫЕ ШЛЕМЫ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО АВТОРАЛЛИ.
Какие шлемы подходят?
Где взять подешевле?

Для участия в любительском авторалли ОБЯЗАТЕЛЬНО использование защитных шлемов как членами экипажа, так и пассажирами автомобиля (в тех ралли, где присутствие пассажиров допускается организатором). Большинство регламентов ралли определяет его как «защитный шлем твердого образца». При этом настоятельно рекомендуется использовать шлемы, имеющие омологацию РАФ или ФИА для автоспорта.

На практике это означает, что для самых простых любительских ралли (такие как УТР, УМР) годится любой твердый мотоциклетный шлем открытого или закрытого типа, имеющий застегивающийся подбородочный ремень. Однако требования к защитным шлемам для участия в ралли более высокого уровня жестче – например, в этапах Кубка РАФ по Р3К, а тем более в клубном ралли. Всё чаще на шлем требуется омологация РАФ или ФИА для автоспорта. За страшным словом «омологация» скрывается КиТТ, квалификационные и технические требования СК РАФ, которые подскажут, что омологированным считается оборудование, сертифицированное по стандартам Е22, Е3, Е4. Большинство авто- и мото- шлемов, имеющихся сейчас в продаже, сертифицированы по одному из этих стандартов. Этого достаточно для участия в любительских авторалли (Р3К, клубное ралли). Как правило, номер стандарта указывается на бирке, закрепленной прямо на шлеме.

Из конкретных марок наибольшим предпочтением пользуются шлемы AGV в связи с их невысокой стоимостью и хорошим качеством. Выпускаются шлемы как закрытого (интегрального) типа, которые обеспечивают бо’льшую степень защиты, так и открытого типа, которые чаще применяются автоспортсменами, так как открытый шлем не такой массивный, как закрытый, легче позволяет вмонтировать переговорное устройство, и, наконец, не мешает курить smile.gif На выбор предлагается множество вариантов расцветок и размеров. Стоимость шлема AGV находится в пределах 1200 – 1400 рублей. Приобрести шлем можно в Галерее Спорта у м. «Сокольники» (Сокольническая пл., д. 4). Это, пожалуй, наиболее бюджетный вариант, так как найти более дорогой шлем куда проще. Конечный выбор остается за Вами, причем не последнюю роль должно играть удобство ношения шлема, так как в авторалли шлем иной раз не снимается часами. В любом случае, предварительно ВНИМАТЕЛЬНО изучите частный регламент ралли, в котором планируете принять участие,!
чтобы не потратить Ваши деньги понапрасну.

Из сопутствующих товаров обязательно приобретите подшлемник. Хлопчато-бумажный подшлемник-маску можно найти в любом магазине мотопринадлежностей, например, «МОТО.РУ» у м. «Краснопресненская» (угол ул. Заморенова и Дружинниковской ул.). Приемлемая цена на сегодняшний момент: 100-200 руб. Можно так же выбрать сумку для шлема (300-1000 руб.), или матерчатый чехол для шлема (180-200 руб.), которые позволяют хранить шлем в целости и не царапать его об автомобили и строения.
Удачи на трассах!
Медведев Григорий (GREGOR)
Торонага
к чему все это?

а к тому, что в данной теме можно высказаться людям, уже имеющим опыт использования щлемов. Мотогонщики, ау!!!
Можно обсудить совместный заказ данного вида экипа, на что очень надеюсь.
KAMAZ
Так какие шлемы рекомендует РАФ для кроссовых гонок? За статью спасибо, но она обзорная. Нам пора уже переходить к документам... На сайте РАФ должна быть информация
Торонага
еще интересная статья на

Цитата
Автомобильный шлем для автоспорта

Для многих автоспортивных соревнований, таких как кросс, картинг, кольцевые гонки и ралли, автомобильный шлем является одним из важнейших деталей экипировка пилота.

На заре автомобилизма (и автогонок в частности) надевали кожаные шлемы с характерными очками-«консервами». С годами выросли скорости, и последствия аварий на трассе стали куда более тяжелыми. Тогда-то шлемы для участия в гонках стали обязательны.

Строение автомобильного шлема

Прорыв в проектировании средств защиты головы связан с эрой покорения космоса, когда уникальные технологии стали проникать во все сферы земной жизни. Современные шлемы мало похожи на своих кожаных предков. Всех их роднит многослойность. Внешний, самый прочный слой из высокотехнологичных полимеров защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом для крепления второго слоя.

Фиберглас, кевлар и карбон – близкие родственники, но в силу ряда особенностей самым распространенным материалом для внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар, успешно применяемый в бронежилетах, все-таки тяжел для шлема, а чистый карбон невероятно дорог и весьма сложен для формовки. Но шлемы для пилотов «королевы автогонок», формулы 1, делают, конечно, из чистого карбона. Стоимость одного такого переваливает за 5000 евро.

Даже в шлемах средней ценовой категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4–5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это, как нетрудно догадаться, для поглощения энергии при ударе – контакт головы со сверхтвердой «скорлупой» оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но и эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя – демпфирующего или адсорбирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40–50 мм.

Наконец, третий слой – он ближе всего к голове пилота – состоит из химического волокна «номекс» (Nomex). Это – разработка компании «Дюпон». Основное назначение «номекса» – обеспечить гигиену и «антипригарные» свойства – материал прекрасно впитывает пот и практически не горит.

Открытые и закрытые шлемы для автоспорта

Шлемы различаются в зависимости от видов соревнований. Закрытый шлем, или full-face, предназначен для формульных классов. В картинге его тоже применяют, но из-за высокой цены лишь в старших, профессиональных классах. Для массового картинга и по цене, и по степени защиты подходят многие мотоциклетные шлемы – их делают, обходясь без высоких технологий (читай – углепластика и «номекса»).

Для гонок в открытом кокпите крайне важна аэродинамика шлема, с тем чтобы под напором набегающего воздуха он не задирал вверх голову или, наоборот, не прижимал, напрягая шейные позвонки и отвлекая внимание от пилотирования. Все дорогие модели шлемов, к которым относится, к примеру, серия WTT фирмы Sparco, прошли испытания в аэродинамической трубе – идеально выверены и сбалансированы. Мало того, пилот с учетом особенностей своего болида может сам откорректировать аэродинамику шлема: установить дополнительные пластиковые спойлеры либо на затылочную часть, либо на уровне подбородка или оба сразу. Проблем с монтажом нет – накладки крепятся клейкой лентой.

Название «закрытый» шлем предполагает, что лицо пилота полностью защищено от внешнего воздействия. Перед глазами находится забрало – прозрачное, тонированное или, как у Sparco, со специальным напылением. Тот или иной цвет тонированных стекол поглощает «мешающие» частоты спектра при различном освещении.

Полезное дополнение к стеклу – набор пленок, которые крепят к забралу, практически не снижающих его прозрачность. Цель их – защищать стекло от грязи и абразивного воздействия. По мере ухудшения видимости пилот попросту срывает внешний слой, и забрало вновь становится прозрачным. Обычно пленки применяют на мокрых трассах, однако и в сухую погоду от них есть польза – повышают срок службы стекла. Впрочем, решение за самим гонщиком: либо через пару-тройку гонок выкладывать 2000 рублей за новое стекло, либо купить набор из пяти пленок за вчетверо меньшую сумму. Многие пилоты предпочитают все-таки менять стекла: как бы плотно пленка ни прилегала к забралу, видимость все равно несколько ухудшается.

Есть еще и внутренние пленки. Они – против запотевания стекла, правда, не всегда нужны: у некоторых дорогих моделей (например, фирмы Bell) специальные двойные стекла, изначально неспособные запотеть. Мы проверяли: дышали изо всех сил, но ни малейшего помутнения не заметили. Запотеванию препятствует еще и внутренняя вентиляция самого шлема. Современный шлем – это произведение инженерного искусства! Внутри демпфирующего слоя – система воздуховодов, которые начинаются и заканчиваются на поверхности шлема. Такая вентиляция необходима, чтобы поддерживать приемлемый микроклимат внутри «скорлупы». Многие модели позволяют регулировать интенсивность циркуляции воздушных потоков внутри защитной оболочки, открывая или закрывая дополнительные отверстия на поверхности шлема. Ведь закрытые используют не только в формульных болидах, но и в кузовных классах. Там, где нет интенсивно набегающего воздуха, разумнее задействовать для вентиляции все каналы.

Стоиомость автомобильного шлема

Немного об особенностях шлемов, применяемых кольцевиками на закрытых легковых машинах. Регламент допускает и закрытые (как со стеклом, так и без), и открытые шлемы. Все зависит от пристрастий пилота. Если до «кузова» он ездил в формуле или на карте, психологически для него более комфортен закрытый тип. А бывший раллист, скорее всего, предпочтет открытый. Особых преимуществ в безопасности закрытый здесь не дает.

Раллийные шлемы от кольцевых сородичей отличает переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь больше, чем у аналогичных кольцевых: в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи напоминают калейдоскоп, требуется больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей.

Создатели шлемов озабочены также дополнительным комфортом и правильной организацией внутреннего пространства шлема. Чтобы сделать его максимально эргономичным, отдельные элементы выполняют легкосъемными (пример – модельный ряд французской фирмы Stand 21). Меняя специальные подушечки, можно подогнать шлем под голову каждого пилота. У изделий высокого класса для формулы 1 и ралли – полностью съемный внутренний слой.

От такого рода нюансов зависит класс шлема. Хороший идеально сидит на голове, не отвлекая пилота от управления. Шлемы уровнем пониже вроде бы внешне и не отличаются от них, но требуют более тщательной подгонки. Как и везде, за все хорошее нужно платить. Защитить свою голову стоит немало – от 400 до 1200 долларов. Потому, выбрав вид занятий автоспортом, необходимо четко представлять, какой именно шлем вам нужен. Надеемся, прочитанное поможет в этом.

Справка про автомобильный шлем для автоспорта

В соответствии с требованиями Международной автомобильной федерации (FIA) шлемы, применяемые в автомобильных соревнованиях любого вида и уровня, должны иметь омологацию (официальное признание, подтверждение), то есть пройти тесты на надежность и безопасность.

В настоящее время действуют несколько видов омологаций.

1. Самый свежий стандарт FIA 8860-2004 (разработан в 2004 году).

Омологационная наклейка расположена на внешней поверхности шлема, сзади внизу.

2. Традиционный американский стандарт Snell SA2000 (Snell Memorial Foun-dation). Наклейка – на внутренней поверхности шлема, за подкладкой.

3. Традиционный европейский стандарт BS6658-85 type A/FR (British Standards Institution). Наклейка на внешней поверхности шлема, слева внизу.

4. Американский стандарт SFI 31.1A и SFI 31.2A (SFI Foundation Inc.). Наклейка на внутренней поверхности шлема, за подкладкой.

5. Для автокроссовых шлемов Дивизиона 3 действующие стандарты, кроме названных, включают также традиционный американский стандарт Snell M2000 и Snell M95 (Snell Memorial Foundation). Наклейка на внутренней поверхности шлема, за подкладкой.

В картинге применяется закрытый шлем с небьющимся стеклом, имеющий омологацию FIA. Масса шлема не должна превышать 1800 г для взрослых и 1550 г для юношей. Шлем должен иметь одну из следующих регистраций: Snell SA95, SA2000, SFI 31.1 или SFI 31.2, BS6658-85 type A/FR. До 31 декабря 2005 года разрешено использовать шлемы, имеющие национальные регистрации ряда стран или омологацию ЕЭС Е22 серии 03, 04, 05 (кроме шлемов, изготовленных из полипропилена).

Система Hans разработана для фиксации головы пилота, предотвращающей ее продольные перемещения при резких ускорениях и замедлениях. Она крепится к шлему через специальные элементы, установленные производителем, и перераспределяет нагрузку на плечи пилота. Является обязательной в официальных чемпионатах FIA и рекомендуется к применению в остальных. Некоторое ограничение свободы движений головы, на что часто жалуются раллисты, компенсируется меньшими нагрузками на шейные позвонки.


Радик, не так быстро. smile.gif)
Интернет у меня крайне трудный сейчас.
Шарюсь по http://www.raf.su, все, что найду там по теме выложу тут.
Торонага
так-с. Теперь займемся конкретикой.

Есть Правила проведения соревнований по кроссу и ралли-кроссу (ПРК-11) на 2011 год.
В них существует п 4.3, который гласит следующее:
Цитата
Каждый Водитель, принимающий участие в Официальных соревнованиях РАФ,
должен быть экипирован в соответствии с Приложением 15 к КиТТ (Об экипировке
водителей в автоспорте). Для международных соревнований экипировка должна
соответствовать требованиям ФИА.
.
Откопал я и это пресловутое приложение 15 к КиТТ (опять же на 2011 год).
В числе прочего о шлемах там сказано следующее:
Цитата
В Официальных национальных (не входящих в спортивный календарь ФИА) соревнованиях и национальных зачетных группах, входящих в спортивный календарь ФИА соревнований, разрешается использование следующей спортивной экипировки (если иное не оговорено Регламентом соревнования и/или соответствующим Приложением к КиТТ):
1. Защитные шлемы:
1.1. Допускаемые ФИА шлемы, удовлетворяющие Стандартам (технический лист №25
ФИА):
/ FIA 8860 – 2004;
/ Snell Foundation SAH 2010 (США);
/ Snell Foundation SA 2010 (США);
/ Snell Foundation SA 2005 (США);
/ Snell Foundation SA 2000 (США) до 31.12.2014;
/ SFI Foundation Inc, spec.31.1, SFI spec.31.1A и SFI 32.2A(США);
/ British Standards Institution BS6658/85 Тип A/FR, включая все изменения (Великобритания) до 31.12.2013;
/ Snell M 2010 (только для автокросса);
/ Snell M 2005 (только для автокросса);
/ Snell M 2000 (только для автокросса) до 31.12.2014;
/ Snell M 95 (только для автокросса).
1.2. Шлем не может подвергаться никакой модификации, не предусмотренной производителем. Любые изменения, внесенные в конструкцию шлема, делают его непригодным для использования в автомобильных соревнованиях. Допускается покраска шлема красками, которые хорошо держатся на поверхности шлема и не влияют на его защитные качества (см. указания производителя шлема). Запрещается использовать методы нанесения окраски, требующие нагревания шлема, свыше допустимой для него температуры. Необходимо следовать инструкциям производителя при использовании наклеек. Запрещается изменять, закрашивать, заклеивать, переносить или делать трудноиндетифицируемой маркировку (шильдик, бирку, наклейку и т.п.) шлема.
1.3. Не допускаются к использованию шлемы, у которых есть повреждения структуры (сколы, трещины, отслоение покрытий и внутренних слоев, вмятины и т.д.), значительные потертости и повреждения внутренних защитных слоёв (тканевых, пенопластовых и т.д.), неисправности элементов системы защиты головы и шеи типа HANS.

выделение в тексте моё. Радий, обрати внимание.
Торонага
Правильно я понимаю, что теперь нужно подобрать для покупки шлем, убедиться в легитимности его омологации, согласно П15 к КиТТ, убедиться, что омологация не истечет через год-два.... и можно покупать?
Muskul
Нет не правильно. сойдет любой шлем мыж любители =)
Shiko
Цитата(Muskul @ 7.9.2011, 22:45) *
Нет не правильно. сойдет любой шлем мыж любители =)

Р... едко ... но тут я на 100% с тобой согласен и поддерживаю ...
Торонага
Muskul, не допустят к гонкам, тогда мыслить останется лишь среди болельщикофф.
Shiko
Цитата(Торонага @ 7.9.2011, 22:53) *
Muskul, не допустят к гонкам, тогда мыслить останется лишь среди болельщикофф.

Кто ж тогда будет "мыслить" на трэке ... судьи ...? biggrin.gif


P.S. ... эх надо было шлем Култхарда на аукционе покупать ....
Торонага
а никто, всегда есть вариант отменить мероприятие. С Автофестивалем не пример что ли?
lawer
Честно, так и не понял, чем шлем для мотокросса отличается от мотоциклетного интеграла smile.gif Те же самые стандарты smile.gif))
Shiko
Цитата(Торонага @ 7.9.2011, 23:05) *
а никто, всегда есть вариант отменить мероприятие. С Автофестивалем не пример что ли?

и всё из-за неомолокации шлема ... smile.gif
Торонага
lawer, судя по всему практически ничем. сразу и было оговорено, что ведеми речь о шлемах, не привязываясь особо к типу ТС и к виду соревнований... хотя высе равно уточняем.
Тут просто вопрос выбора стоит. Покупать надо, а что именно? Ждем, что отпишется кто-то, кто уже покупал спортивный инвентарь для сопртивных нужд, или пользовал. Интересуют любые мнения.
Shiko, Володь, несколько странная позиция для человека, который поднимал вопрос страхования спортсменов на наших соревнованиях. Согласись?
KAMAZ
Цитата(Shiko @ 7.9.2011, 23:49) *
Р... едко ... но тут я на 100% с тобой согласен и поддерживаю ...


а вот на следующий год уже все станет серьезней... и тогда будем устанавливать новые стандарты для шлемов? и снова бегайте-ищите-покупайте?
Muskul
KAMAZ, а что делать с омогланационным шлемом после 10 заездов??? Омолгировать их нужно раз в несколько лет или даже год, кто этим будет заниматся??? Тоже самое и с омолгированными каркасами сиденьями ремнями, системами пожаротушения и т.д.
Не нужно бежать впереди паровоза.
KAMAZ
Muskul, бюрократию оставь за нами, паровоз идет а мы бежим позади его
Торонага
тяжко все очень с омологированными шлемами.
Ценник начинается от 15 тыров. sad.gif
Гипотетически есть возможность заказать б/у из Италии, на них цена от 6 до 8 тыров. С омологацией все в порядке (если верить он-лайн ресурсу). Ждать порядка месяц-полтора. Размер надо знать.
Наиболе щадящий вариант - щлемы AVG&MDS, особенно их совместный с белорусами вариант AVG - Polspo. Опять же тут сплошь косяки: с омологацией ни фига неясно (не указывается такая информация) ни у вендора, ни у продаванов. А ценник очень демократичный: от 2 тыров. Отзывы рейсеров прекрасные.
Покурил тему по юзанию мотошлемов, там информации намного больше. Опять же проблема с омологацией: у мото омологация другая, нежели у автодевайсов. То есть нумерация стандартов не та, что указана в П.15 к КиТТ.
Как я понял, мотошлемы испытываются посуровее автомобильных. По логике мото должно у нас проходить на "ура", но по букве Правил - нет.
Абсурд же ж?

вот такой надо:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

NASA все-таки, блин, но Радий же не допустит? smile.gif

Shiko
Цитата(Торонага @ 13.9.2011, 21:22) *
....
вот такой надо:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
NASA все-таки, блин, но Радий же не допустит? smile.gif


Не ... это для Драга (шоб как конь зашоренный - не глазел по сторонам)
KAMAZ
с ценником, конечно, беда....

NASA-шлем омолгирован? smile.gif
Торонага
KAMAZ, в перечне к КиТТ (если мы ориентируемся на него) конечно нет. smile.gif
Muskul
Вот и я про то к чему омолгация? треснули битой по голове, жив прошел, не жив не прошел =)
Shiko
Цитата(Muskul @ 13.9.2011, 21:32) *
Вот и я про то к чему омолгация? треснули битой по голове, жив прошел, не жив не прошел =)


sad.gif - "видел я одного такого "выжившего" - до сих пор лыбится ..."
Торонага
и еще тягостный момент есть. smile.gif
Если брать во внимание, что орги настаивают на требованиях РАФ, и эти требования в дальнейшем будут ужесточаться: каркасы безопасности, ремни (которые тоже омологируются) и пр., тогда и шлем надо покупать сразу, который заточен на использование с HANS..... гы. smile.gif
ну, чтоб опять же через пару лет не покупать новый.

Блин блинский. sad.gif Казалось бы простейшая операция превращается в фер знает что. Это все имело бы смысл, если для себя уже совершенно точно решил, что буду готовить машину для спорта. А хотелось бы сперва попробовать, понять буду или нет, определить что нужно в дальнейшем, потянет ли мой бюджет.

Чё-то как-то невесело становится. sad.gif
KAMAZ
Ещё идеи есть как проблему решить?
Торонага
чтобы проблему решить, надо ее сперва сформулировать. smile.gif
я пока только обозначил, считаю.
пока вижу два варианта, с учётом того, что наличие шлемов обязательно:
1. Брать какие найдутся, омологацию не проверять.
2. Заказывать итальянские б/у.

Есть третий, самый правильный, считаю, но не очень реализуемый:
пока есть время, сделать запрос конкретно на AVG - Polspo, пусть уточнят по омологации своих касок, если там вопрос будет решаемый, то возможно заказать прямо у них несколько штук наиболее распространенных размеров... если будет такая возможность.
lawer
Хм, сужу с точки зрения байкера. У нас шлемы достаточно жестче соответствуют стандартам. Брать дешевые - имхо, неудобно будет во всем. Но и брать фирму за 15К достаточно дорого. Сейчас очень китайцы активизировались, в плане мотошлемов - VEGA. Дешево и сердито. Есть смысл у них поискать, но тоже палка о двух концах. И последнее, сегодня смотрел канал "Экстрим" и обратил внимание, что один из шлемов был Arai, которая очень известна в мото кругах, но ценник...
Торонага
lawer, да, об ARAI много хвалебных отзывов на всех рейсерских форумах. Люди, двинутые на этом деле, покупают только их. Более трезвомыслящие камрады уверяют, что AVG лишь незначительно уступают Араям, а по цене бьют их наповал.
Китайцы неомологированы. sad.gif
А сколько Веговский интегральный у нас стОит?
ARIK
Торонага, а мозги для некоторых "летчиков" вместе со шемом не продаются?)))
Muskul
А кто нибудь вообще разобрался чем омолгированный от неомолгированного отличается???
это я как раз к тому что не стоит быть настолько серьезным в этом вопросе. у нас не проф.спорт
KAMAZ
омолгированный значит проверенный и допущенный
Shiko
Цитата(Muskul @ 14.9.2011, 10:50) *
А кто нибудь вообще разобрался чем омолгированный от неомолгированного отличается???
это я как раз к тому что не стоит быть настолько серьезным в этом вопросе. у нас не проф.спорт


омологация - проверка на прочность путём несколькократных ударов битами разной массы при разной скорости ...
Muskul
KAMAZ а те шлема в которых мотоциклисты гоняют что не проверенные и не работают в случаи аварии:?
Shiko
Цитата(Muskul @ 14.9.2011, 11:24) *
KAMAZ а те шлема в которых мотоциклисты гоняют что не проверенные и не работают в случаи аварии:?

они допущены к эксплуатации на гражданских мотоциклах ... но не для участия в спортивных состязаниях

В авто ... это как сравнивать стандартное сиденье с обычным ремнем безопасности и гоночный ложемент с четырёхточечным ремнём ...
Muskul
Shiko не соглашусь. это как сравнивать ковш за 6000 тысяч и такойже ковш за 6000 т.у.е. из карбона. функционал такой же но вот карбоновый крепче на 10% изза которых такая цена
KAMAZ
а если пару шлемов на всю толпу? smile.gif
Shiko
Цитата(Muskul @ 14.9.2011, 11:59) *
Shiko не соглашусь. это как сравнивать ковш за 6000 тысяч и такойже ковш за 6000 т.у.е. из карбона. функционал такой же но вот карбоновый крепче на 10% изза которых такая цена

Не знаю ... я запчасти к тяжелой горной техники не покупаю ..., тем паче за 6 миллионов каких-то у.е.!

Цитата(KAMAZ @ 14.9.2011, 12:01) *
а если пару шлемов на всю толпу? smile.gif


А вся толпа согласна?
andy
KAMAZ, а размер головы? или только до первого удара по шлему это будет иметь значение..... wink.gif
Торонага
гипотетически пока, но нашел относительно приемлемый вариант за 12400 руб
Шлем JET 7 HANS от OMP Racing
омологаций ажно две штуки: автомобильная SNELL SA 2005 и мото FIA 8858-2002
Цитата
открытый шлем
омологация SNELL SA 2005 - FIA 8858-2002
клипсы под систему HANS®
возможность установки интеркома
прочный легкий корпус из композитных материалов
внутренняя отделка из мягкой огнеупорной ткани
съемный солнцезащитный козырек черного цвета
цвет белый
размеры S(56)-XL(62)


Нажмите для просмотра прикрепленного файла

сразу подшлемник к нему, омологированный - 1550 руб, такой же без омологации - 930 руб
выбрал той же ОМР подешевше, за 1085 руб. с омологацией: OMP Basic Line бежевый
Цитата
Подшлемник OMP Basic Line открытый

Профессиональный открытый подшлемник:
⁃ 2 слоя для максимальной защиты
⁃ Внешние швы для увеличения комфорта

Материал: aramidico-viscose knitted
Один размер

Удовлетворяет требованиям FIA 8856-2000


Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Всё под заказ. Ждать не знаю сколько, еще не уточнял ничего.
Думается мне, что из омологированных этот вариант - самый бюджетный, кроме б/у.
Хотя изыскания продолжаю.
KAMAZ
В общем пообщался с разными организациями, людьми, организаторами, спортсменами. Мысль следующая - за ФАРом нам не угнаться. Любители (те организации, которые занимаются автоспортом более-менее серьезно, но не "ложатся" под ФАР), все же используют мотоциклетные. Но это распространяется на любительские соревнования. Головами бьются и в стандартных авто. А если установлен каркас - вопрос совсем иной.
Торонага
Размеры шлемов, кому интересно:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Кстати, полно шлемов для картинга, в пределах 3-5 тыров, но там омологация ECE 22.05

Изыскания продолжаются.
Наткнулся на интересную вещь. Многие магазины дают ощутимые скидки для автоспортсменов... при наличии у покупателя лицензии автогонщика.
При покупке на сумму более 35 тыров скидка 20% (вот и окупилась доставка!!!).

Цитата
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СКИДОК ДЛЯ АВТОСПОРТСМЕНОВ
(только при предъявлении лицензии автогонщика)

Система скидок при РАЗОВОЙ покупке:

1. менее 10 000 руб - скидка 5%
2. от 10 000 руб - скидка 7%
3. от 20 000 руб - скидка 10%
4. от 30 000 руб - скидка 15%
5. от 35 000 руб - скидка 20%*
- логотип АСТ на борт машины (4 маленьких или 2 больших), шевроны на
комбинезон. Необходимо предоставить фотоотчет с соревнований, для
закрепления данной скидки в дальнейшем.

* При 3-х месячном обороте более 50 000 руб спортсмен вправе
рассчитывать на постоянную скидку 20%, действительную в
течение 1 года с выдачей пластиковой карты постоянного клиента.
** Скидка ограничена на следующие товары:
KW (RACING) - 10%, MOTUL - 10%, PPG - 10%, SIMONS - 15%,
MARTELIUS - 15%, KAAZ - 15%, Каркасы безопасности - 7%

Дополнительно предоставляется скидка 3% при заказе со склада производителя нескольких товаров. Сумма заказа от 30 000 руб. Скидки калькулируются последовательно.

Что это за хрень, кем и как выдается?
Muskul
ФАР???? и?
KAMAZ
В России выдается только ФАРом, международные - FIA
Торонага
пипедз. Радик, выдай нам от автоклуба свою лицензию. smile.gif

Вот картинговые шлемы, интересно:
OMP STAR Шлем для картинга открытый - 3 090 руб
Открытый шлем,съёмный козырёк,корпус ABS пластик,внутренняя ткань не огнестойкая.
Цвет белый,доступные размеры от S до XL омологация ECE 22.05.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

OMP FAST Шлем для картинга закрытый - 4 090 руб
Шлем для картинга ,термопластик,внутренняя ткань не огнестойкая.
Воздуховоды на лицевой стороне,сверху дополнительные два передних и два задних.
Незапотевающий козырёк,цвет белый.
Размеры от XS до XXL омологация ECE 22.05
Нажмите для просмотра прикрепленного файла


По мне, так вполне пойдут. Хоть какая-то есть омологация, т.е. шлем проверен, испытан и допущен к соревнованиям. Совесть оргов будет чиста.
KAMAZ
После долгих обсуждений с иными организаторами данного вида автоспорта смогу заявить что... В случае отсутствия в машине каркаса безопасности можно применять фактически любые шлема. Желательно - мотоциклетные, люди (с размерешения организаторов) гоняют даже в сноубордических.
Muskul
А как размер своей головы узнать =)
Shiko
Цитата(Muskul @ 26.9.2011, 11:36) *
А как размер своей головы узнать =)


также, как и шапки - окружность головы ...

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Чтобы определить свой размер шлема, сделайте следующее:

1. С помощью портновского сантиметра или мягкой рулетки измерьте окружность своей головы в самой широкой части (если нет сантиметра, приложите к голове тесьму, веревку, а затем измерьте полученную длину линейкой). Как правило, измерять окружность головы нужно на расстоянии 1,5-2,5 сантиметра выше бровей, немного выше ушей и в той точке на затылке, которая дает вам наибольшую длину окружности (смотрите рисунки). Измерьте голову несколько раз, чтобы избежать ошибок и найти максимальную длину окружности. В любом приличном магазине, где работают квалифицированные и грамотные продавцы, вам с помощью такого же метода определят нужный размер. Но гарантии нет, что продавец окажется внимательным и вежливым. К тому же, нужно четко знать свой размер, если вы заказываете шлем по каталогу.

2. Теперь сопоставьте полученный результат с размерами шлемов, которые указаны в сводных таблицах ниже - каждому размеру шлема соответствует определенная длина окружности головы в сантиметрах и/или дюймах. Так как различные производители выпускают жесткие оболочки совершенно различных форм и размеров, они могут классифицировать размеры своих шлемов по-разному. Ниже на этой странице размещены таблицы соответствия размеров шлемов длине окружности головы в зависимости от марки шлема/производителя. Если вы твердо уверены, что хотите купить шлем конкретной марки, например, Arai или Shoei, смотрите соответствующую таблицу (или почитайте рекомендации на сайте производителя).

3. Если вы видите, что вам могут подойти два размера шлемов, предпочтительнее ориентироваться на меньший размер. 3.1. Во-первых, требования безопасности (а вы покупаете шлем именно ради собственной безопасности, а не для красоты - или не только для красоты) заключаются в том, чтобы шлем очень плотно сидел на голове (но не вызывал болезненных ощущений) - иначе степень его защиты будет существенно меньше, или во время падения с мотоцикла шлем вообще свалится с головы. 3.2. Во-вторых, сейчас вы определяйте только теоретический размер, и в магазине можете выбрать наиболее подходящий размер (если только вы не заказываете шлем по каталогу; об этом - ниже).

Далее представлены две таблицы с размерами шлемов; вы увидите, что данные в них немного отличаются - это обусловлено тем, что различные производители по-разному классифицируют размеры своих моделей. Поэтому оптимальный вариант - взять эти данные за основу, а свой размер шлема для каждой отдельной марки определять по другим таблицам, которые представлены на этой странице ниже.


Таблицы соответствия размеров мотошлемов в зависимости от длины окружности головы

Примечание: Размеры отличаются в зависимости от марок мотошлемов. Более того, даже один и тот же производитель может, время от времени, пересматривать свои собственные размеры, не говоря уже об изменении формы жесткой оболочки в зависимости от модели.

Дюймы Сантиметры Размер головного убора Размер шлема
20,87 - 21,26 53 - 54 6-5/8 - 6-3/4 XS
21,65 - 22,05 55 - 56 6-7/8 - 7 S
22,44 - 22,83 57 - 58 7-1/8 - 7-1/4 M
23,23 - 23,62 59 - 60 7-3/8 - 7-3/4 L
24,02 - 24,41 61 - 62 7-5/8 - 7-7/8 XL


Дюймы Сантиметры Размер головного убора Размер шлема
19 5/8 - 20 1/8 50 - 51 6-6 3/8 XXS
20 1/4 - 20 7/8 52 - 53 6 1/2 - 6 5/8 XS
21 - 21 5/8 54 - 55 6 3/4 -6 7/8 S
21 3/4 - 22 3/8 56 - 57 7-7 1/8 M
22 1/2 - 23 1/8 58 - 59 7 1/4 - 7 3/8 L
23 1/4-24 60 - 61 7 1/2 - 7 5/8 XL
24 1/8 - 24 7/8 62 - 63 7 3/4 - 7 7/8 XXL
25 - 25 5/8 64 - 65 8 - 8 1/8 XXXL
26 3/8 - 26 3/4 67 - 68 8-3/8 - 8 1/2 XXXXL
27 - 27 1/2 69 - 70 8 5/8 - 8 3/4 XXXXXL



Теперь, когда вы знаете свой примерный размер, можно отправляться в магазин. Мы предполагаем, что вы уже определились с типом шлема, с маркой и примерным ценовым диапазоном, а также с функциональными чертами шлема, такими, как система вентиляции и аэродинамические каналы на поверхности оболочки, механизм замены стекла, тип застежки, цвет и графика и т.д. и т.п.

Размер и комфортабельность купленного шлема оказывают серьезное влияние на ваше управление мотоциклом. Кроме того, будем надеяться, что вы никогда не попадете в аварию, но если такое все же произойдет, то размер шлема будет играть решающую роль в защите вашей головы.

Никогда не садитесь на мотоцикл, если вы считаете, что шлем не подходит по размеру. Шлем должен плотно сидеть на голове, но не должен чрезмерно давить на голову - вы должны чувствовать себя удобно.

Во время примерки шлемов руководствуйтесь следующим:

1. Вы определили теоретический размер шлема. В магазине начинайте мерить шлем соответствующего размера - если размер и форма оболочки одного производителя кажутся слишком свободными, меряйте меньший размер той же модели, и наоборот. Не забудьте: одинаковые размеры могут существенно отличаться, если вы меряете шлемы разных производителей - смотрите таблицы выше. Перед тем, как надевать шлем, выньте из ушей серьги, снимите другие украшения, будьте осторожны во время примерки, если у вас на лице сделан пирсинг. Люди, которые покупают шлем впервые, обычно бояться натягивать шлем на голову, если чувствуют сопротивление, и им кажется, что шлем слишком маленький. Бояться не нужно: шлем и должен надеваться туго, шлем не оторвет вам уши, а если вы сможете его надеть на голову, то вы всегда сможете его снять. Как правило, за счет формы жесткой оболочки и прокладок, оценить комфортабельность шлема можно только тогда, когда он полностью надет на голову, а не тогда, когда вы перестали тянуть его вниз, почувствовав, например, что "мешают уши". : ))

2. Шлем не должен быть чрезмерно тугим. Когда шлем окажется у вас в руках, возьмитесь обеими руками за ремешок на подбородке и наденьте шлем на голову - вы должны почувствовать, как верхняя часть оболочки шлема касается макушки головы. Приподнимете шлем и снова опустите вниз - вы должны чувствовать, что он опускается на макушку, касаясь ее. Обратите внимание на следующие моменты. 2.1. Вы сразу же чувствуете, что шлем слишком туго/плотно сидит на голове, вы испытываете неудобство и даже боль. 2.2. Ваша макушка не касается верхней части шлема. 2.3. Шлем очень сильно цепляется за уши - не надевается на голову нормально. 2.4. Вы чувствуете болезненные ощущения в любом месте. Если во время примерки шлема применим хотя бы один из этих пунктов, всего скорее, вам нужно мерить шлем большего размера и/или другой формы - если речь идет об одной и той же марке. (Если вы будете мерить шлем такого же размера, но другого производителя, то может оказаться, что он идеально подойдет по размеру и/или по форме.)

3. Шлем не должен быть слишком свободным. Как только вы нашли шлем, который плотно сидит на голове, и вы себя удобно чувствуете, нужно убедиться, что он не слишком свободный. Чтобы проверить это, туго застегните ремешок на подбородке, возьмитесь рукой за часть, защищающую подбородок, или за края по бокам шлема. Попытайтесь подвигать шлем из стороны в сторону и вверх-вниз. Если шлем достаточно свободно двигается, он слишком большой. Если вы чувствуете, что шлем тянет за собой кожу, то размер выбран правильно. Если же вы надеваете шлем на голову вообще без всякого сопротивления, он, определенно, будет слишком свободным. Не забудьте, что шлем, как и обувь, как и перчатки, со временем разнашивается; прокладки будут уплотняться, и шлем будет надеваться и сидеть на голове свободнее.

4. Правильный размер. Последняя проверка - очень важная, но неприятная. Ремешок шлема должен быть застегнут. Возьмитесь руками за заднюю кромку шлема и тяните его вверх и вперед, пытаясь стащить его с головы по направлению к груди. Затем попробуйте стащить шлем с головы, но в другом направлении - назад. Если вы чувствуете, что, приложив еще некоторые усилия, вы могли бы стащить застегнутый шлем с головы, следует рассмотреть два возможных варианта: 4.1. Этот шлем слишком свободный, и во время аварии, при ударе о дорогу его может сорвать с головы - следовательно, шлем не сможет вас защитить. 4.2. Вы слишком слабо застегнули ремешок. Проверьте застежку - при необходимости, обратитесь за помощью к продавцу, затем повторите тест - снова пытайтесь стащить шлем с головы в различных направлениях. Такая проверка неприятна и, может быть, даже немного болезненна, но сила, возникающая при ударе о дорогу, будет несоизмеримо больше, поэтому лучше твердо знать, что шлем останется на голове.

5. Если вы считаете, что нашли подходящий шлем, не торопитесь его покупать.
5.1. Во-первых, не снимайте шлем с головы минут 10. С течением времени ваше ощущение комфорта может измениться - например, вы почувствуете, что шлем начинает все больше и больше вызывать неприятные ощущения, оказывая избыточное давление на какую-то часть головы. Подумайте о том, как вы себя будете чувствовать, когда проедете в этом шлеме час или два.
5.2. Когда вы надели шлем, проверьте, какой у вас обзор. В горизонтальной плоскости стекло должно располагаться симметрично относительно линии глаз - влево и вправо обзор должен быть одинаковым. Верхняя кромка стекла должна располагаться чуть выше бровей. Проверьте, насколько шлем ограничивает периферическое зрение. Смотрите на какой-либо предмет и двигайте головой вверх-вниз и из стороны в сторону - четко ли вы видите при этом предмет, на котором вы сконцентрировались, на создает ли стекло какие-либо наводки, размытия, "волны", когда вы поворачиваете голову?
5.3. Внимательно осмотрите стекло. Разумеется, на нем не должно быть никаких царапин, оно не должно искажать предметы, когда вы смотрите через него. Посмотрите, насколько плотно стекло прилегает к шлему - если вы увидите, что между стеклом и краями шлема есть зазоры, внутрь будет поступать воздух, и вместе с ним - дополнительный шум. У некоторых моделей шлемов зазоры регулируются. Посмотрите, насколько просто заменить стекло - в некоторых моделях стекло меняется очень просто и без помощи каких-либо инструментов, в других для замены стекла нужно пользоваться инструментами.
5.4. Если вы еще не определились с выбором цвета, посмотрите, какой у вас выбор. Традиционный для многих мотоциклистов черный цвет, будет сложнее заметить на дороге, яркий цветной шлем будет выделять вас на дороге. За шлем со сложной графикой придется заплатить дороже. При этом следует учитывать, что аэрография, выполненная в кустарных условиях, может нарушать защитные свойства шлема, изменяя способность оболочки распределять энергию удара (этим эффектом можно пренебречь; свойства шлема ухудшатся незначительно, и на первый план выступает цена).
5.5. Спросите продавца, можете ли вы протестировать этот шлем, проехав в нем на своем мотоцикле. Оставьте в залог деньги. Как вариант, выясните, в течение какого срока можно (если можно) вернуть шлем. При тестировании в движении вы узнаете о новом шлеме много ценнейшей информации: насколько хорошо вы чувствуете себя в шлеме на протяжении длительного времени; какой уровень шума генерируется внутри шлема; каков реальный обзор дороги; насколько хорошо работает вентиляция; запотевает ли стекло шлема и т.д. и т.п. Если вы покупаете не первый шлем, вы сможете сравнить новый шлем со своим предыдущим опытом.

Заказ по каталогу

Если вы заказали шлем по каталогу, внимательно его осмотрите. На шлеме не должно быть никаких трещин и повреждений, стекло должно быть идеально прозрачным (если оно не тонированное, но тонировка не должна искажать предметы), без царапин. Проверьте работу застежки, механизм крепления визора (стекла), работу регулировки вентиляции, общее качество. Если вас что-то не устраивает, немедленно возвращайте шлем продавцу. Померяйте шлем - проделайте все то же, о чем рассказано выше. Не оставляйте себе шлем, если он слишком свободный или, наоборот, маленький; возвращайте его назад.

Если все устраивает, надевайте шлем и садитесь в седло своего мотоцикла, чтобы протестировать модель в реальной ситуации: лучше заказывать шлем тогда, когда вы можете ездить на мотоцикле, а не тогда, когда дороги покрыты снегом и льдом. Возможно, цена шлема во время сезона может немного подняться (по той или иной причине, российские продавцы так и поступают, хотя оснований для этого нет совершенно никаких: по большому счету, стоимость материалов, производства, доставки и т.д. не меняется от времени года), но зато вы сможете сразу же проверить шлем в работе, сразу же выявить возможные дефекты и, при необходимости, вернуть его обратно. (Примечание: В некоторых магазинах при покупке шлема зимой можно оговорить условия возврата в самом начале сезона.)

Обычно шлем, заказанный по каталогу, можно вернуть в течение 10-30 дней. Перед заказом внимательно прочитайте правила заказа - в каталоге обязательно должен быть указан срок возврата, а также - причины, по которым вы можете вернуть шлем.

Таблицы с размерами представлены на этой странице выше.

Компромиссы при выборе мотошлема

При покупке шлема всегда приходится идти на компромисс. Лучше психологически подготовиться к этому компромиссу заранее и определить для себя, какой именно шлем нужно купить.

Каждый производитель делает шлемы по-своему: используются различные материалы, выпускаются жесткие оболочки различных форм, безопасность шлемов сертифицируется различными стандартами. Мы уже рассказывали, что ТЕОРЕТИЧЕСКИ любой шлем, который поступает в продажу, соответствует минимальным и достаточным требованиям безопасности. Вы не сможете оценить защитные свойства шлема в магазине - придется полагаться на честность продавца и сертификаты.

Вы также не сможете оценить состав материала, из которого изготовлена жесткая оболочка шлема. Не стоит уделять слишком большое внимание высокотехнологичным материалам, из которых изготавливается шлем - просто выбирайте шлем, в котором вы чувствуете себя удобно, который меньше весит. Впрочем, если вы считаете себя экспертом в области химических технологий и материалов, вы можете посмотреть, из чего сделана жесткая оболочка и прокладки - эта информация указывается в документах, а также на ярлычке внутри шлема (там же должен быть указан сертификационный стандарт безопасности шлема).

Разные производители делают жесткие оболочки различной формы. Разные производители по-разному изменяют размеры своих шлемов: кто-то выпускает несколько различных размеров жестких оболочек, кто-то делает одну оболочку, меняя размер шлема за счет более толстых/плотных прокладок. Если в модельном ряду используется несколько различных оболочек, такие модели будут дороже уже потому, что производителю приходится сертифицировать каждую оболочку отдельно. Кроме того, один и тот же производитель может выпускать различные модели с оболочками различной формы, поэтому, если вам не подходит форма шлема одной модели, это вовсе не означает, что вы должны вычеркивать эту марку и мерить шлемы другого брэнда - вполне возможно, что другая модель того же производителя подойдет идеально к форме вашей головы.

Все чаще производители комплектуют свои шлемы съемными подкладками, которые можно стирать. Все чаще шлемы комплектуются и съемными прокладками - вы не только сможете менять прокладки, когда они сносятся/спрессуются, и вы будете чувствовать, что шлем уже не так плотно сидит на голове, но также с помощью различных прокладок можно добиться наилучшей степени комфортабельности. Хороший продавец, который заинтересован в том, чтобы вы купили шлем, и чтобы вы были довольны своей покупкой, позволит вам померить шлем с различными комбинациями прокладок.

Аэродинамические каналы, плавники, выступы воздухозаборников смотрятся классно, но все выступающие части могут цепляться за дорогу во время падения и оказывать серьезное травматическое воздействие на позвоночник. С точки зрения безопасности, предпочтительно покупать гладкий, обтекаемый шлем, у которого нет выступающих, потенциально опасных частей. Исследование J.D. Power выявило, что три важнейших аспекта при выборе шлема это - стиль/цвет, комфорт/удобство и цена. Две трети покупателей шлемов называют стиль/цвет, комфорт/удобство в первой тройке основных факторов, влияющих на покупку шлема. При этом почти половина покупателей ставит на одно из первых мест стоимость шлема. Также исследование выявило, что с увеличением возраста покупателей снижается значимость стиля или цвета шлема, но увеличивается значимость комфортабельности и удобства.

"Предпочтения мотоциклистов относительно типа мотоцикла и шлема изменяются с возрастом и опытом," сказал Тодд Мюндорф. "Более молодые мотоциклисты, особенно те, кто ездит на спортбайках, большее значение придают шлемам, которые выполнены с учетом последних модных тенденций в цветах и графике".

Система вентиляционных отверстий будет очень полезна в жаркую погоду. Но важно проверить ряд моментов. Самое главное: убедитесь, что то, что представляется отверстиями, действительно является отверстиями - иногда "воздухозаборник" делают только для красоты, фактически в нем нет отверстия, и воздух через него поступать не будет. Убедитесь, что вы можете нормально открывать и закрывать отверстия - желательно, не снимая перчаток! В идеале, если у шлема сделаны отверстия в лицевой части, куда будет входить воздух, то должно быть отверстие и сзади - откуда воздух будет выходить; при такой системе вентиляция внутри шлема будет оптимальной.

Обратите внимание и на сам ремешок. Насколько удобно вы себя чувствуете, когда он застегнут? Есть ли внутри его мягкие прокладки? Насколько удобно пользоваться застежкой, не будет ли развиваться свободный конец ремешка на ветру?

Шлем, который выполнен по высшему классу, который будет идеально сидеть на голове, как правило, будет дороже. Поговорите с друзьями, узнайте, что они думают о той или иной марке шлема. Одной из лучшей марок шлема считается Arai. Правда, можно отметить, как минимум, две проблемы: шлемы Arai дорого стоят; форма шлема этой марки может не подойти к форме вашей головы.

Итак, выберете для себя несколько предпочтительных марок (потому что может оказаться, что единственная марка шлема, на которой вы остановились, не подойдет к форме вашей головы), определитесь, сколько вы готовы истратить на шлем, какой тип шлема вы хотите купить, какого цвета, какие дополнительные характеристики должны быть у этого шлема (вентиляционные каналы в области бровей, на макушке, сзади, тип застежки, съемная подкладка, накладки, маска-дефлектор и т.д.), определите свой теоретический размер. В магазине вы сможете сделать более правильный выбор. Есть только один компромисс, на который не следует идти: если в одном магазине вы не нашли ни одного шлема, в котором вы чувствуете себя комфортно, и который вам идеально подходит по размеру и форме, идите в другой магазин! Если шлем будет слишком свободным, он не сможет защитить вас во время аварии, а если он будет сильно давить на голову, вы не захотите его лишний раз надевать!

Если вы покупаете шлем с открытым лицом, выясните у продавца, какие очки подходят для этой модели шлема (и какие имеются сейчас в продаже!).

Некоторые модели шлемов продаются уже в специальных сумках. Сумка немного увеличивает стоимость шлема, но является очень полезным аксессуаром для шлема. Если сумка не прилагается к шлему, стоит рассмотреть возможность ее покупки (если покупать шлем и сумку по отдельности, будет дороже). Сумка позволит защитить свой шлем - чтобы шлем мог защитить вас в случае аварии, его так же нужно защищать от случайных ударов, падений, воздействия вредных химических/экологических факторов (ультрафиолета, паров бензина, растворителей) и т.д.

И старайтесь не покупать подержанный шлем, какой бы привлекательной ни показалась цена. Любой шлем рассчитан лишь на одну аварию, после которой его нужно заменить.
Торонага
А хоккейные шлемы можно?
maldyak
Так сейчас до строительных и общевойсковых дойдет biggrin.gif
Торонага
да-да. smile.gif огласите весь список, пожалуйста.
Кстати общевойсковые, строительные и прочие специализированные выпускаются все теми же производителями, что и спортивные.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.