Очень часто, заглядывая под капот тюнингованного автомобиля, мы видим помимо доработанного двигателя еще и непонятную палку, которая соединяет передние стойки между собой. Модный спек или ненужный понт?
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Так зачем же все эти распорки и растяжки кузова?
Пожалуй начнем по порядку...
Кузов автомобиля не цельно литой, а состоит из отдельных элементов. Какие-то элементы привариваются друг к другу, какие-то прикручиваются ... Как ни крути, но в тех местах, где они крепятся, у кузова "слабые места". При движении происходят микродеформации кузова, из-за чего со временем автомобиль начинает терять устойчивость на дороге. При движении по прямой это малозаметно, так что для драг рейсинга это не актуально, а вот при перестроении на больших скоростях (кольце) машина плохо управляется.
Не хочу говорить о плохом, но машину может повести настолько сильно, что Вы можете потерять управление над машиной и подвергнуть свою жизнь опасности. Именно поэтому первое, что мы видим на машине - это распорка передних стоек. Она ограничивает деформацию кузова во время кручения. Именно этот показатель очень важен, когда речь идет о точном и уверенном перестроении и прохождении связок поворотов на высоких скоростях.
При инсталляции на передние стойки распорка должна свободно надеться на шпильки верхних опор стоек (на стаканы). Для этого необходимо открутить все видимые гайки на стакане, но соблюдая определенные правила. Прежде всего, необходимо поставить автомобиль на ровной площадке без уклонов. Если машина стоит ровно и распорка предназначена именно под Ваш автомобиль, то все оденется без особого геморроя, работы на 5-10 минут. Если же отверстия не надеваются на шпильки и несовпадение всего 1-2 мм, то необходимо потянуть кузов автомобиля в нужную сторону. Если распорка все-таки не подходит, то тут два варианта: либо ваш автомобиль бывал в аварии, либо эта распорка не для Вашего авто
Одеваем, закручиваем все гайки, любуемся и едем тестировать на трассе.
Распорки бывают как двухточечные, так и с дополнительными точками крепления:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Распорки ставятся не только на передние и задние стойки, но и много еще куда. Смотрим на картинку ниже:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Ниже представлено несколько анимированных изображений, которые наглядно показывают, как ведет себя автомобиль в тех или иных условиях, с распорками и без них :
До
В стандартной машине нагрузки с передних колес передаются на стаканы стоек, те в свою очередь изгибаются вверх и внутрь. В то же время нагрузка передается на опоры нижнего рычага подвески и заставляет его отклоняться наружу. Это приводит к изменению развала передних колес и к уменьшению пятна контакта шины с дорожным покрытием, таким образом, ухудшаются торможение и управляемость.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
После
Установка верхних и нижних распорок позволяет увеличить жесткость кузова, исключая перемещения стаканов стоек и нижних рычагов. При совместной установке нижней и верхней распорок значительно повышается управляемость машины.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Как ведет себя машина при повороте:
До
Когда стандартный автомобиль входит в поворот, его вес передается на внешнее переднее колесо. При этом происходит уменьшение сцепления шин с дорожным полотном и уход с траектории поворота.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
После:
С верхними и нижними распорками геометрия кузова изменяется незначительно, и, как следствие, улучшается контроль над автомобилем при прохождении поворотов.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Распорки в крылья:
При прохождении поворотов также возникают усилия, изгибающие стаканы стоек вверх-назад, при этом происходит изменение угола продольного наклона оси поворота колеса автомобиля - кастора. Кастор влияет на стабилизирующий момент и на изменение развала колес при повороте руля. Чем больше кастор, тем больше стабилизирующий эффект при вывернутых колёсах. При повороте в одну из сторон, одно из колес стремится приподнять шасси, другое же само приподнимается. Таким образом, для поворота колес необходимо не только преодолеть силы трения, но и затратить некоторое количество энергии на приподнимание шасси. Благодаря этому, и выше описанным боковым силам, водитель может «чувствовать» автомобиль.
До
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
После
Распорки в крылья не допускают изменения кастора, и тем самым делают управление более стабильным.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Продольные распорки под днище:
При движении автомобиля с большой скоростью по дорогам с неровным дорожным полотном возникает момент силы, изгибающий кузов в продольном направлении, при этом происходит потеря сцепления шин с дорогой и, как следствие, потеря управления над автомобилем.
До
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
После
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Есть мнение, что машина с установленными распорками значительно больше страдает при аварии, но этот факт довольно спорный и ставить или не ставить распорки решать только Вам.
P.S. Я не рекламирую изделия фирмы Ultra Racing, просто эти замечательные анимашки были представлены на их страничке, на одном небезызвестном сайте интернет торговли.