За 7 месяцев в 2016 году на территории Магаданской области зарегистрировано 18 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, при которых 19 детей получили ранения. Статистика, по сравнению с 2015 годом, не ухудшилась, но страшно подумать, что эти цифры до конца года могут еще подрасти…

А где были родители? Это первый вопрос, который возникает, когда читаешь о дорожных происшествиях с участием детей-пешеходов. 1 августа магаданец без водительских прав сбил двух 7-летних мальчиков, переходящих дорогу по зебре. 3 августа водитель сбил 2-летнего ребенка в зоне отдыха «Горняк» и скрылся с места ДТП. Только за три дня   – два наезда!

Уполномоченный по защите прав детей в Магаданской области Денис ПАВЛИК считает, что халатность родителей   – одна из главных причин детского травматизма на дорогах.

Я постоянно наблюдаю картину в Магадане, что мамочки с детьми идут и разговаривают по телефону, переписываются в соцсетях. Или, если они стоят возле проезжей части, то не держат детей за руку, не следят за ними. Недавно у нас было ДТП с двумя участниками: пострадавший   – маленькая девочка, а сбил ее несовершеннолетний мальчик, который управлял транспортным средством. Его родителей, скорее всего, оштрафуют, но есть вопросы и к родителям девочки   –   почему такой маленький ребенок один играл во дворе?.. Когда мои дети учились в первом классе, я ходил с ними каждый день до школы, показывал, где зебра, учил, где надо оглянуться, посмотреть по сторонам. Мы постарались сделать так, чтобы ребенок знал опасные места».



Ни проехать, ни пройти. Дорога в школу   – это одно, но не менее опасны сегодня и детские игры во дворах,   – казалось бы, под самым носом у родителей, которые обычно присматривают за детьми из окна. Здесь нет ни светофоров, ни переходов, с одной стороны выскакивает лихач из подворотни, с другой   – кто-то резко сдает назад, выруливая с парковки на дорогу. А дети в это время, заигравшись, просто не замечают, как бегут за мячиком прямо под колеса.

Автомобили с каждым годом все больше заполоняют дворовые территории, теснят зеленые зоны и детские площадки. Нередко открываешь утром дверь, чтобы выйти на улицу, и отскакиваешь обратно, потому что мимо подъезда несется машина. «У нас достаточно таких дурацких домов, как, например, возле областной больницы, где практически нет ни крыльца, ни обходной зоны,   – заметил Денис Павлик,   – ребенок выходит и оказывается на проезжей части. Водители же многие – педаль в пол и полетел. В таких местах взрослые должны особенно оберегать детей. А тех, кто летает по дворам, надо наказывать по полной…»

Срок имеет значение. По сведениям пресс-службы УМВД России по Магаданской области, в этом году по вине детей произошло только 6 дорожных происшествий из 18. Все остальные   – вина водителей. Причем такие наезды редко можно назвать случайностью   –   обычно это либо «гонщик», либо «лишенец», либо человек в состоянии алкогольного опьянения (а возможно, и три в одном). Откуда вообще берутся эти люди на дорогах?.. Ведь нельзя сказать, что Госавтоинспекция у нас не работает,  – постоянно проводятся профилактические мероприятия, рейды. Однако с задержанием получается как-то довольно странно… У тебя не будет работать «поворотка» или запачкаются номера   – тебя обязательно остановят, оштрафуют, накажут, беседу проведут. И в то же время ты постоянно слышишь о безнаказанной езде кого-то без прав…
Вспоминается один «шумахер», который наехал на женщину задним ходом, а когда включил переднюю передачу и попытался скрыться, сбил еще человека. Подобных «смельчаков», которые спасают свою шкуру любой ценой, найти удается не всегда. Частая безнаказанность   – мощный расслабляющий фактор, который приводит к росту числа ДТП, в том числе с участием детей.

Но самые страшные трагедии происходят, когда за рулем оказывается человек в алкогольном опьянении. Вспомним о трагедии в конце прошлого года, когда пьяный водитель насмерть сбил одну школьницу и покалечил другую. К сожалению, пешеходы по закону «безлики»: за детей у нас предусматривается такое же наказание, как и за взрослых. Да и само наказание за пьяное вождение чересчур уж гуманно: на первый раз   – штраф 30 000 руб. с лишением права управления на 1,5–2 года, при повторном нарушении   – 50 000 руб. с лишением прав на 3 года. При тяжких последствиях аварии наступает уголовная ответственность.
Но возникает вопрос: зачем давать второй, третий, четвертый шанс людям, которые не в состоянии воздерживаться за рулем?.. Идея пожизненного лишения прав выдвигалась уже неоднократно. Общественной организацией «Антиалкогольный фронт» был даже создан специальный законопроект, но на этом дело остановилось. С другой стороны, как справедливо замечают представители Федерации автовладельцев России, если не будет решена проблема взяток среди сотрудников ГИБДД, новый закон может превратиться в очередной коррупционный инструмент.