Если вы никогда не интересовались историей американских мотоциклов, то вы вряд ли поверите, что изображенный на этой фотографии угловатый уродец (это я, естественно, про мотороллер) когда-то серийно производился компанией Harley-Davidson!

375503_original

Компания Harley-Davidson очень гордится линейкой своих мотоциклов с большими V-образными моторами. В любом историческом материале вы легко найдете вехи славного пути: Flathead, Knucklehead, Panhead, Shovelhead… Но были в истории компании и другие модели, вспоминать о которых как-то не очень принято. Наверное потому, что они плохо укладываются в общую триумфальную канву. Вот о них-то мы сегодня и поговорим!

337682_original

То, что делалось в начале прошлого века в этом легендарном сарайчике мы оставим за кадром: сам черт ногу сломит в попытке разобраться в том, что, из каких компонентов и по каким мотивам там собирали. А начнем наше повествование чуть позже, примерно с 40-х годов.

338037_original

Это очень раритетный Harley-Davidson ХA. Его разработали в 1942 году по заказу военных. Им не очень нравилась подставлявшаяся тогда в войска модель WLA. Претензии были как к ее двигателю, так и к требующей в полевых условиях повышенного внимания цепной передаче. Прежде всего армейским специалистам хотелось иметь практически необслуживаемый кардан, как на немецких военных мотоциклах BMW. Но кардан с V-образным мотором как-то не сочетался, поэтому инженеры из Милуоки взяли за образец трофейный BMW R71 и по его образу и подобию построили свой мотоцикл.

338365_original

Получилось неплохо, но дорого. Поразмыслив, военные предпочли все же оставить на вооружении старую модель, хотя по всем параметрам она и уступала новинке. А Harley-Davidson XA был построен тиражом всего 1000 экземпляров и сегодня считается музейной редкостью.

338636_original

Следующий «закос под конкурентов» случился уже после войны. Растащив в рамках репараций на части немецкую компанию DKW, американцы получили чертежи и оборудование для производства легкого 125-кубового мотоцикла. Модель, выпуск которой наладили под маркой Harley-Davidson, сперва называли просто Model 125, а позже (после ряда модернизаций) дали ей имя собственное – Hummer.

338799_original

На картинке вы видите Harley-Davidson Hummer образца 1954 года. Кстати, вторая часть немецкого оборудования и чертежей попала в СССР и у нас на их основе сделали мотоцикл М1А “Москва”, который впоследствии производился на Минском мотоциклетом заводе. Видите, выходит у ММВЗ и Harley-Davidson есть хоть что-то общее!

339055_original



В начале 60-х, видимо вдохновившись успехами итальянской Vespa, на «Харлее» решили сделать свой собственный мотороллер. Модель назвали Topper. Вы могли видеть ее на заглавной картинке этого поста.

339392_original

Получился вот такой вот уродец. Опять же не обошлось без «немецкого следа». Утверждают, что конструктивно Harley-Davidson Topper здорово напоминал европейскую модель Z?ndapp Bella. Даже не знаю, как уж так получилось. Но угловатые стеклопластиковые обтекатели были полностью оригинальными. Насколько я понимаю, особым успехом в США Topper не пользовался и уже в 65-м его производство свернули. А о первом и единственном «мотороллере от Harley-Davidson» предпочли забыть.

339508_original

В начале 60-х компания Harley-Davidson по случаю приобрела 50% акций итальянского мотопроизводителя Aermacchi. В результате этого сотрудничества появилась целая линейка несвойственных «Харлею» моделей. По большому счету, это были тоже самые итальянские мотоциклы, которые импортировались в США и продавались на внутреннем рынке под раскрученной маркой Harley-Davidson. Типичный пример бэдж инжиниринга!

339846_original

Первой такой моделью стал 250-кубовый одноцилиндровый Sprint. Вот уж не знаю, как он приняли на американском рынке.

340210_original

Потом появился еще более легкий Rapido… Были варианты с разными объемами моторов. От 50-ти до 150-ти кубов. И у этого мопеда на баке тоже стоит эмблема Harley-Davidson!

340350_original

Спортивный эндуро Baja. И он тоже – Harley-Davidson!

340684_original

Был даже миник Х-90. Готов поспорить, что вы никогда и не слышали, что Harley-Davidson выпускал такие модели! А он производился с 1973 по 1975 годы. Но в середине 70-х харлеевцы, наигравшись с европейской малокубатурной техникой, перепродали акции Aermacchi обратно итальянцам. И об этой эпохе тоже благополучно забыли.

340932_original

Следующим «международным» проектом Harley-Davidson стала разработка армейского мотоцикла MT350. Он был построен по образу и подобию английской модели Armstrong MT500 и оснащался одноцилиндровым 350-кубвым 30-сильным двигателем от компании Rotax. Согласитесь, ничего общего с привычными харлеевскими круизерами и огромными V-твинами! Но на что не пойдешь ради длинного доллара гособоронзаказа! Такие мотоциклы делали с 1993 по 2000 годы. Насколько я понял, они поступали только в войска и свободно не продавались. Но сегодня не составляет особо труда найти на аукционе списанный с армейских складов хранения экземпляр. Даже практически не пользованный!