Кто бы мог подумать, что за четыре месяца, ситуация на российском автомобильном рынке настолько кардинально изменится, что АвтоВАЗовский проект «Datsun», ранее воспринимаемый многими довольно скептически, выйдет на рынок настолько вовремя.

Вот уж, как говорят, нужно уметь оказаться в нужное время в нужном месте. Такое ощущение, что Каhлос Гон и другие руководители концерна Renault-Nissan еще два года назад, когда начались работы по запуску на российском рынке бренда Datsun, уже знали о мощной волне санкций, обвале рубля, патовой ситуации на авторынке и необходимости максимального импортозамещения огромного количества товаров и продуктов.

В итоге, в кризисный для отрасли период, на рынок вышли две «японские» модели, собранные в России и представляющие из себя основательно переделанные Лады. Причем, в хороших комплектациях и за разумную цену, не зависящую напрямую от курса доллара или евро. И если продажи многих брендов сейчас показывают падение или в лучшем случае стагнацию, продажи Datsun в России растут — в январе 2015 года седан on-DO стал седьмым по продажам новых автомобилей в стране, разом обогнав всех китайцев, прямых конкурентов по цене.

И вот, в самый кризис, Datsun выводит на рынок вторую модель — пятидверный хетчбек Datsun mi-DO, построенный на базе Лада Калина и предлагаемый в нескольких, довольно интересных комплектациях, в том числе и с долгожданным автоматом.

Итак, снова Datsun, поехали тестировать. Посмотрим, чем хетчбек отличается от седана, насколько хорош его автомат и появились ли какие-то изменение в эргономике, к которой у меня во время тест-драйва были определенные замечания

2. Чтобы попробовать новинку, мы в компании двух десятков автомобильных журналистов прилетели в Пермь, где в условиях настоящей российской зимы со снегом и морозом -25 нам предстояло оседлать десяток датсуновских хетчбеков.

Ранее утро, дилерский центр. Десять сверкающих свежим лаком машин уже ждут, чтобы сорваться на с места в карьер в руках дотошных и придирчивых людей, опробовавших сотни самых разных машин. Пять ручек и пять автоматов. Пять серых и пять оранжево-красных хетчбеков. Пять топ и пять средних версий. Пробовать будем всего понемногу.

3. Первый взгляд. Первое впечатление.
Хетчбек, на мой взгляд, выглядит немного интереснее седана. В какой-то мере благодаря совершенно другой, более современной форме фар, в какой-то мере отсутствию утяжеляющей визуальный образ кормы, в какой-то мере благодаря другой базовой машине — базой для mi-DO служит Лада Калина в отличии от Лада Гранда для седана on-DO.

3. Салон хетчбека выглядит один так же, как и у седана. Все приборы, ручки, кнопки и переключатели остались на тех же самых местах. Единственное, что отличает внутри автомобиль, который мне достался для теста от седана, селектор КПП. Это автомат. Благодаря ему, Datsun mi-DO получил достаточно весомое преимущество, в первую очередь, перед седаном on-DO .

4. Датсуновцы не стали использовать АвтоВАЗовский робот, а установили на свои модели самый, старый добрый четырехдиапазонный гидротрансформатор Jatco, который производится в Японии. Агрегат архаичный, но многими признан неубиваемым. И довольно неплохо сочетается с 87-сильным вазовским восьмиклапанным мотором.

Кстати, глядя на это фото, обязательно хочется повторить то, что я уже говорил о седане — эргономика зоны в районе селектора КПП. На мой взгляд, это одно из наиболее неоднозначных решений конструкторов.

Два подстаканника-кармашка, 12-вольтовая розетка и кнопки подогрева сидений, на мой взгляд, скомпонованы очень неудачно. Если что-то включено в это гнездо (а в наше время туда все время что-то включено — навигатор, зарядка смартфона или питание видеорегистратора), то ставить пол-литровую бутылку или стакан с кофе в подстаканник очень неудобно — они с проводами просто-напросто мешают друг другу.

Кроме того, воспользоваться кнопками подогрева сидений, расположенными ближе к консоли тоже довольно неудобно, бутылка с водой или провода от розетки постоянно этому мешают.

5. Как я уже говорил, приборная панель и все переключатели остались теми же, что и на седане.
Пластик в салоне жёсткий, но никаких скрипов и стуков нет благодаря плотной посадке панелей. Ручки и переключатели удобные, все под рукой, климат-контроль понятный (хотя он не совсем полноценный — автоматически регулируется только скорость вентилятора, а потоками нужно управлять самостоятельно).

Машина оснащена понятным и читабельным бортовым компьютером, кнопка управления которым выведена на торец правого подрулевого переключателя. Он показывает суточный пробег, средний и моментальный расход топлива, температуру за бортом, температуру охлаждающей жидкости, запас топлива и хода, а также время в пути Средний расход топлива во время тест-драйва составил 6,3 литра на 100 км на машине с механикой и 6,9 на машине с автоматом. Правда, мы совершенно не ехали по городу, так что это чисто трассовый расход в режиме скоростей 90-130 км/ч.

6. В базовой и средней версии mi-Do устанавливается двухдиновая радиола, такая же, как на «Калине-Кросс», московской фирмы «Итэлма». Да-да, вы не ослышались, это радиола. Слота под компакт-диски здесь нет, но есть USB-вход, Bluetooth и радиоприемник. Базовая акустика звучит относительно неплохо, выключить ее не возникает желания.

7. В топовой версии хетчбека устанавливается современная мультимедийная система с навигацией (кстати, буквально на днях ее начали устанавливать и на Лады). Кстати, система приятно удивила — интерфейс удобный и довольно быстрый, у навигатора понятная картография и голосовые подсказки. USB-разъема здесь, к сожалению, нет — только SD-слот и протокол Bluetooth.

8. Теперь о двигателе. В отличия от седана, у хетчбека он всего один — 87-сильный восьмиклапанник, который выдает на гора крутящий момент в 140 Нм. Да, он не слишком динамичный, но он едет! И едет неплохо, причем как на механике, так и на «автомате». По паспорту разгогн до сотни mi-DO осуществляет за 14,3 секунды на «автомате» и за 12 с на механике, максимальная скорость составляет 165 км/ч. Кстати, до этой скорости мы его и разгоняли на прямом участке автомагистрали.

По сравнению с Калиной, инженеры позаботились о дополнительной шумоизоляции моторного щита и капота, усилили шумоизоляцию пола салона, багажника и колесных арок изнутри.

Кроме того, мотористы Nissan провели калибровки двигателя с повышенной стабильностью холостого хода, установили гибкий сильфон системы выпуска и перенесли заднюю точку крепления выпускной системы на лонжерон. Все это сделало машину значительно тише, чем базовую Ладу.



9. Багажное отделение хетчбека ожидаемо намного меньше огромного багажника на седане — средний чемодан да два рюкзака, и места для вещей, считай, не осталось.

Правда, крупногабаритный груз все-таки можно перевезти на mi-DO благодаря складывающимся в пропорции 2/3 сиденьям.

7. По сравнению с седаном, у хетчбека значительно изменена светотехника, и нужно сказать, выглядят новые фары намного лучше и современнее. «Освежению» внешнего вида есть вполне рациональное объяснение: дело в том, что основной целевой аудиторией для своей продукции Datsun видит молодых людей с невысоким уровнем дохода, которые первым автомобилем хотят видеть недорогую иномарку. А значит внешний вид автомобиля приобретает достаточно важное значение.

8. По сравнению с «материнской» Калиной, mi-DO получил более совершенную шумоизоляцию, новые сиденья (в дорогих комплектациях Dream), навигацию CityGuide, механику с тросовым приводом, безредукторный усилитель руля и некоторые другие мелкие доработки.

Позаботились инженеры и об адаптации машины к зимним условиям эксплуатации: Datsun mi-DO имеет подогрев передних сидений в базе, воздуховоды к ногам задних пассажиров, а также опционально подогрев зеркал и подогрев лобового стекла. Вообще, удивительно, что некоторые машины, сделанные в России и для России, не имеют этих, на мой взгляд, обязательных для нашей страны опций.

9. Уже в базе Datsun оснащается системой ABS (с системами EBD и Brake Assist, производство Bosch), что также очень важно для эксплуатации в зимних условиях.

На нашем пути было несколько моментов, когда приходилось экстренно тормозить, в том числе и на скользкой дороге, и ABS сработала очень четко, не позволив «потерять» машину. Правда, к тормозам есть отдельные претензии, которые перекочевали в mi-DO с седана. Педаль тормоза все также крайне не информативна и своенравна: при равномерном усилии на ней замедление происходит не так, как хочется водителю. На небольшой скорости, когда давишь «в пол», торможение получается каким-то вялым, хочется нажать на педаль еще сильнее. На трассе же надавил педаль чуть сильнее, чем нужно, и автомобиль останавливается как вкопанный.

И еще хотелось бы более отзывчивое рулевое управление, чтобы ощущать более тесную связь с колесами машины.

10. Если говорить о безопасности машины, то в базе она оснащается фронтальными подушками безопасности водителя и пассажира, преднатяжителями ремней и креплениями ISOFIX. В максимальной комплектации устанавливаются также боковые передние подушки безопасности.

11. Теперь вопрос, который всегда волнует любого автолюбителя. Что по чем? Компания Datsun решила позиционировать mi-Do на ступень выше седана, поэтому лишила машину стартовой (фактически, полностью пустой) комплектации и предложила покупателю помимо механики еще и «автомат», чего не делает для седана. Самая простая комплектация комплектация с механической коробкой передач стоит 415 000 рублей. Здесь покупатель получает бамперы в цвет кузова, карманы в спинках передних кресел, обогрев боковых зеркал, две фронтальные подушки безопасности. Доплата за автомат составляет 40 000 рублей, то бишь стартовый mi-Do с двумя педалями оценен в 455 000.

12. Более богатая комплектация начинается от 449 000 рублей: за эти деньги, помимо базового варианта, вы получаете магнитолу с USB и 4 колонки. Версия Dream начинается с 465 000 рублей (505 000 с «автоматом») и по умолчанию оснащена легкосплавными дисками, центральным замком с пультом, противотуманками, датчиками света и дождя. За обогрев лобового, цветной экран и навигацию придется доплатить еще 34 000 — mi-Do в максимальной комплектации обойдется в 499 000 рублей с механикой или 539 000 с автоматом.

13. Продажи нового mi-DO фактически уже стартовали и в салонах дилеров можно записаться на тест-драйв и самому оценить японскую Ладу Калину

14. Если говорить о ценнике и перспективах роста цены на машину в связи с постоянными колебаниями курса валют, представители Datsun на презентации mi-DO заявили, что благодаря значительной степени локализации производства и применению механизмов импортозамещения, эти колебания в меньшей степени влияют на стоимость автомобиля и в ближайшее время прайсы на машины пересматриваться не будут.

Для справки, с момента старта продаж в начале октября 2014 года, седан mi-DO подорожал всего на 10%, что значительно меньше, чем общее подорожание в отрасли…

15. Каковы же итоги?

В общем, на мой взгляд, у российского Datsun получилась довольно неплохая машина, пусть она и построена на базе Лада Гранта и Калина. Немаловажным фактором, который по опыту первых продаж седана on-DO перевешивает весы раздумий потенциального покупателя, является послепродажное обслуживание Datsun on-DO. Ведь в отличие от Лада, оно производится не на станциях ТО АвтоВАЗ, а в дилерских центрах Datsun, которые, как правило, имеют общую сервисную базу с Nissan и располагаются, как правило, за стеной Ниссановских станций обслуживания. Специалисты сервисных центров Datsun проходят обучения по программам и нормативам Nissan, как материнской компании, так что уровень сервиса должен быть на порядок выше, чем привыкли владельца Грант и Калин.

Стоимость первых ТО оценивается в пределах 7-8 тысяч рублей.