С одной стороны непередаваемый восторг от поездки, чувство свободы и независимость, с другой — смертельная опасность. Вернее сотни и тысячи потенциальных источников опасности, каждый из которых может стать для тебя последним.

Наверное ни для кого не секрет, что в течение каждого сезона на мотофорумах, а иногда и в новостях со страшной регулярностью появляются сообщения о трагической гибели байкера, произошедшей по тем или иным обстоятельствам, чаще всего просто нелепым обстоятельствам — по причине невнимательности самого мотоциклиста или других участников дорожного движения. Эксперты подсчитали, что вероятность попасть в смертельную аварию для водителя мотоцикла в 35 раз выше, чем для автомобилиста. И это по западным меркам, в России статистика усугубляется двумя гоголевскими напастями — плохими дорогами и некоторыми неадекватными водителями, которые по этим дорогам ездят.

Очень многие всерьез считают тех, кто передвигается по нашим дорогам на мотоциклах самоубийцами, другие цинично именуют байкеров “хрустиками”. Действительно, шансов выжить и при этом не остаться инвалидом при серьезном ДТП у мотоциклиста совсем и совсем немного, а большинство из тех, кто все-таки попал в аварию на мотоцикле, но при этом отделался вывихом или одним переломом, считают себя настоящими счастливчиками. Далеко не всем из них впоследствии хватает смелости вернуться за руль своего железного коня.

Очень часто от байкеров можно услышать, что во всех их бедах виноваты водители автомобилей, дескать, не смотрят по сторонам, не включают поворотники, забывают о зеркалах. Это действительно так, поведение отдельных представителей человечества за рулем порой вынуждает других водителей в ужасе (истерике, приступе агрессии) хвататься за голову и озвучивать наиболее яркие перлы из коллекции своего словарного запаса. От некоторых мотофанатов я даже слышал и очень радикальные мнения о том, что передвижение четырехколесных транспортных средств по дорогам общего назначения лучше бы вообще запретить — для общей безопасности, но это уже крайности. Тем более, что согласно же самой статистике, самые главные враги мотоциклистов это вовсе не те, кто ездят на автомобилях, а скорость и спиртные напитки. Примерно у половины байкеров погибающих на дорогах России фиксируется присутствие алкоголя в крови, и примерно четверть погибших — любители быстрой езды. Более 80% тех и других — молодые люди в возрасте до 30 лет.

Не будем вспоминать заповеди “не пей за рулем и не гоняй!”, оставив их на совесть сотрудников отделов пропаганды ГИБДД и байкеров, которые любят чем-нибудь задурманить свой разум. Гораздо важнее помочь тем, кто чтит административный кодекс, тем более, что на дороге полно опасных ситуаций, в которые можно попасть абсолютно трезвым и на допустимой скорости. Рассмотрим основные аварийные моменты для мотоциклиста и способы с помощью которых их можно избежать:

Аварии на мотоциклах. Ситуация №1: двигающийся навстречу автомобиль выполняет левый поворот.

Это одна из самых распространенных аварийный ситуаций, в которые попадают мотоциклисты. Водитель автомобиля может вас не заменить совсем или подумать, что вы едете медленно и он успеет проскочить, да мало ли что еще, что может прийти ему в голову и отвлечь от дороги. Факт остается фактом — на полосе движения мотоциклиста появляется препятствие, остановить байк до столкновения с которым нет возможности.

Главный ангел-хранитель мотоциклиста в этой ситуации — это его собственная внимательность. Следить ему надо не только за текущей ситуацией на дороге, но и быстро анализировать варианты ее дальнейшего развития, обращать внимание на любые признаки, которые могут указывать, что встречный автомобиль готовится к маневру, снижать скорость перед перекрестком или “прорехой” в плотном транспортном потоке, из которой неожиданно может появиться автомобиль, держать указательный и средний пальцы на рычаге тормоза и быть готовым уклониться в сторону в случае необходимости. К слову, последнее гораздо важнее, чем просто торможение. Вряд ли вы выиграете от того, чтобы успеете остановиться перед поворачивающим автомобилем, но будете сметены ехавшим за вами грузовиком. Поэтому всегда ищите возможности выхода из зоны потенциального ДТП, так называемые “пути отхода” — участки проезжей части, которые будут свободны.

Убедитесь, что водитель автомобиля, который может повернуть налево, видит вас, не стесняйтесь помигать дальним светом, чтобы привлечь его внимание. Если же ситуация патовая и предотвратить ДТП невозможно, то единственным верным решением будет положить мотоцикл на бок. Мотоциклист при этом, как правило, получает менее опасные травмы, чем при непосредственном столкновении.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 2: песок на асфальте.

Вы проезжаете через серию поворотов и в очередном вираже переднее колесо вашего мотоцикла попадает на рассыпанный песок (мелкий гравий, кучу мокрых опавших листьев, помет крупного рогатого скота и т.д. и т.п.) в результате чего колесо теряет сцепление с покрытием и байк падает, совершая так называемый лоу-сайд.

Как это ни банально звучит, но мотоциклисту надо следить за дорожным покрытием и тем, что на этом самом покрытии может лежать. Нельзя забывать и главное правило езды в повороте для мотоцикла: тормози на входе в вираж и разгоняйся на выходе. По возможности вираж лучше закладывать пошире, чтобы увеличить обзорность. К слову, профессионалы в таких случаях не считаются даже с двойной сплошной полосой, выезжая на встречку, чтобы увидеть, что там за поворотом. Но это запрещенный прием, в основном его используют полицейские мотоциклисты в Америке, да и то в крайних случаях. Если же контакт колес со скользким участком дороги неизбежен, то лучший способ избежать падения — выровнять мотоцикл и отпустить тормоз именно в момент преодоления опасного “пятна”.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 3: вход в поворот на чрезмерно высокой скорости.



Наиболее растространенная сиуация среди байкеров, ценящих поездки с ветерком. К сожалению, законам физики практически невозможно противостоять — центробежная сила не пожалеет ни мотоцикл, ни мотоциклиста. Если вы все же оказались в столь неприятной ситуации, то рассчитывать прежде всего стоит на мотоцикл, чем на свои возможности. Если резину вы покупали новую и до этого никто не гонял на ней по треку, то шансы избежать аварии есть. Только не суетитесь, не жмите изо всех сил на рычаг тормоза и не выкручиваейте ручку газа — чем плавнее будут ваший действия в такой ситуации, тем лучше для вас. Хорошим подспорьем могут быть навыки торомжения в вираже, так называемого “трейл-брейкинга”, суть которого заключается в постепенном усилении тороможения передним колесом в зависимости от угла наклона мотоцикла в повороте. Но эффективно использовать эту технику можно только после долгих тренировок.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 4: осторожно, моя машина перестраивается!

Некоторые автомобилисты во время езды почему-то напрочь забывают о том, что в природе помимо четырехколесных транспортных средств бывают еще и двухколесные. И во время маневров они прежде всего обращают внимание на автомобили. Другие водители — не отличаются острым зрением и могут попросту не увидеть вас в зеркалах заднего вида. По этим двум причинам мотоциклисты часто страдают из-за маневров автомобилей и чаще всего из-за перестроений.

Чтобы избежать таких неприятных инцидентов с еще более неприятными последствиями мотоциклисту нужно избегать мертвых зон, в которых водитель автомобиля физически не может их увидеть. А опережать машины — только в том случае, если он убедился в том, что автомобилист его заметил. Привлечь к себе внимание последнего можно мигнув дальним светом.

Также не малую роль здесь играет внимательность байкеров — определить что тот или иной участник дорожного движения вот-вот начнет перестраиваться из ряда в ряд не так уж и сложно, а так как среди российских байкеров принято ездить по междурядью, то и заметить опасную машину они могут заранее.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 5: удар сзади

Так бывает часто. Вероятность того, что вам въедут в зад настолько высока и в такой мере не зависит от ваших действий, что остается только ждать, когда это произойдет. Но в отличие от автомобилистов удар сзади в мотоцикл зачастую приводит к смерти байкера.

Тем не менее, у мотоциклиста больше шансов избежать подобного ДТП: при остановке на перекрестке можно между рядами объехать стоящую впереди машину и она станет своеобразным буфером между вами и теми, кто подъезжает к светофору. Опять-таки крайне важна скорость реакции в аварийных ситуациях — больше шансов избежать удара сзади у тех, кто ищет возможности для маневра, а не для торможения.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 6: Открытая дверь.

Поездки по междурядью тоже бывают опасными, особенно в пробке. Не каждый автолюбитель смотрит в зеркало перед тем как открыть дверь, а у пассажиров и вовсе нет возможности оценить ситуацию сзади.

Для мотоциклиста неожиданно открытая дверь автомобиля в пробке — одна из самых опасных ситуаций, в которой нет “путей отхода” и места для маневра. В таких случаях надеяться остается только на тормоза. Выжимать их лучше до самого последнего, потому что каждый потерянный километр в час прибавляет шансов выжить и получить менее опасные травмы.

Аварии на мотоциклах. Ситуация № 7: если избежать ДТП не удалось.

Может быть это покажется банальным и самым естественным в данной ситуации, но после того как ДТП произошло и вы лежите на асфальте, то если вы не потеряли создание — не двигайтесь. Постарайтесь понять и оценить характер травм, ощущаете ли вы конечности. Помните, что вы находитесь в состоянии шока и можете просто не чувствовать боль. Несмотря ни на что постраяйтесь собраться и успокоиться. Только после этого и только в случае если никто не приходит вам на помощь, попытайтесь самостоятельно вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи.