По предварительным оценкам, российский авторынок в январе обвалился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29%, было продано около 82 тыс. машин. Официальные данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) будут опубликованы только на следующей неделе, но рассчитать общие результаты можно ориентируясь на сегодняшнюю статистику Kia, продажи которой упали на 20%, до 9 тыс. машин, а доля рынка составила 11%.

Таким образом, в прошедшем январе российский авторынок приблизился к абсолютному антирекорду за последние семь лет (до 2009 года АЕБ не вела консолидированную статистку по всем маркам). Хуже спрос на новые автомобили в России был лишь в январе 2010 года — тогда было продано 74 тыс. машин, падение составляло 37%. Впрочем, в январе 2010 года еще не была запущена даже программа утилизации автомобилей, которая на фоне общего обвала продаж стартовала в марте 2010 года.

Между тем сейчас отрасль масштабно поддерживается государством. В прошлом году на господдержку отрасли было потрачено как минимум 42 млрд руб., причем только на программы утилизации, льготного автокредитования, льготного лизинга и госзакупки коммунальной техники на газотроном топливе ушло 34 млрд руб. В этом году все эти программы продлены, к ним добавятся и новые направления поддержки (см. “Ъ” от 25 января). На спасение авторынка направят около 57 млрд руб., следует из презентации Минпромторга к январскому правительственному совещанию. В начале января глава Минпромторга Денис Мантуров заявил Владимиру Путину, что меры господдержки обеспечат продажи 600–625 тыс. машин в этом году и позволят сохранить объемы 2015 года или даже немного их нарастить.

Но уже в прошлом году эксперты и игроки в отрасли отмечали, что меры господдержки необходимы, но очевидно теряют свою эффективность на фоне кризиса. При этом с нового года большинство производителей поступательно повышают цены на 2–3% за раз. Увеличатся они, по данным “Ъ”, еще больше и с февраля. Причем в январе спрос поддерживали продажи машин, выпущенных в прошлом году, отмечает собеседник “Ъ” в одном из крупнейших дилерских холдингов.

По предварительным результатам января, продажи Hyundai упали на 37%, до 8 тыс. машин. По словам источников “Ъ”, реализация Mitsubishi сократилась вдвое, до 1,6 тыс. машин, Объем продаж Citroen, наоборот, рухнул на 60%, до 192 машин. Впрочем, из массовых брендов существенно выросла реализация у Ford —на 25%, до 2,3 тыс. машин, Suzuki удалось немного нарастить продажи тоже на четверть, до примерно 570 машин. Но у обоих брендов рост во многом обусловлен «низкой базой» прошлого года.

Яна Циноева, Егор Попов