Экзамен стоит 240 евро, поэтому была хорошая мотивация сдать с первого раза. Обычно сдает примерно половина. Сдавать можно на голландском, английском и турецком. Проводит его CBR – организация, ничего общего с полицией/ГИБДД не имеющая. Сам экзамен как и у нас состоит из теоретической и практической части.

В теоретической есть часть на восприятие опасности (danger recognition/hazard perception). Из 25 вопросов–ситуаций ответить надо правильно на 13. Вариантов всегда три – тормозить/отпустить газ/ничего не делать. Вроде все логично, но иногда не все успеваешь заметить. А посмотреть надо на 1) скорость с которой едешь 2) зеркало заднего вида 3) знаки 4) разметку 5) другие машины 6)пешеходов/велосипедистов 6) погодные условия + мелочь. Мелочь – это, например, состояние дороги. Или детский мячик валяющийся у тротуара. Или то, что мотоциклист, выезжающий с второстепенной дороги, может вас не видеть из–за высокого забора. Открытый багажник припаркованной машины. Автобус, отъезжающий от остановки. Велосипедист–идиот, который едет не по правилам. В общем, их миллион. Чувствуешь себя практически детективом, ищущим эту самую мелочь, указывающую на опасность. Ах да, и на каждый вопрос дается 8 секунд.
Вторая часть теории очень похожа на российский экзамен. 40 вопросов по ПДД, надо правильно ответить на 35. Идиотские вопросы (вроде гужевых повозок и регулировщиков) тоже встречаются! К примеру, какой флажок должен быть на первом грузовике военной колонны или на машине из похоронной процесии, детям какого роста можно ездить без детских сидений и влияют ли открытые окна на потребление топлива.
Практическую часть сдаешь на той же машине на которой катался с инструктором, у меня был обожаемый мной дизельный VW Polo. Инструктора можно взять с собой, но мой как–то не захотел. Перед началом поездки экзаменатор может попросить открыть капот и что–то там показать, к примеру куда заливать омывалку; может спросить как проверять давление в шинах и какое оно должно быть. У меня интересовался про пару лампочек на приборной панели – значок аккумулятора и температуры охлаждающей жидкости, что делать, если загорится, можно ли продолжать движение и тп.
Когда он удостоверится, что вы не идиот и знаете о машине хоть что–то, начнется сам экзамен. Это обычно минут 20–30 езды по городу с обязательным выездом на хайвей (никакой площадки). Часть экзамена – самостоятельная езда, минут 10. Или по навигатору или по знакам, экзаменатор вообще ничего не говорит в это время. Повернули не туда? Ну ничего, навигатор перестроит маршрут, главное не дергаться, ехать спокойно и доехать в итоге куда надо.
Во время езды по городу просят припарковаться, но даже если не припаркуешься с первого раза, ничего страшного. Главное смотреть по сторонам, делать все безопасно и стараться никому не мешать. На хайвее попросят кого–нибудь обогнать, при этом важно убедительно вертеть головой, проверяя слепые зоны. Ну то есть в целом экзамен очень разумный с сильной зацикленностью на безопасности, что, наверное, хорошо. Сдала в итоге с первого раза (на российские сдавала трижды).
Ну и немного об автомобильном движении в целом.
Штрафы огромные. Не пристегнулся – 90 евро, проехал на красный – 250. За езду в пьяном виде 220–550 + возможное лишение прав на полгода, до 0,2 промилле допустимо. Превышение скорости вне города на 5 км/ч – 20 евро (впрочем не знаю ни одного оштрафованного за такое превышение), если при этом идут дорожные работы – 30 евро. Превышение на 20км/ч – 105, на 30км/ч – почти 200, и так доходит до 740. В городе до 800.
Дороги очень хорошие, но довольно плохо освещаются (кстати, в Бельгии все наоборот – безобразного качества, но освещенные дороги).
Умные светофоры, ночью по умолчанию горит красный, но подъезжаешь и метров за 30 включается зеленый. Словами не передать, насколько это приятная штука!! Бывает так, что два водителя с разных сторон гонят к светофору, когда видят друг друга: кого светофор заметит первым, тому и зеленый, опоздавший злобно оттормаживается. Крайне забавно.
Ну а вообще, за 2 года тут видела одно ДТП. Одно. Соблюдайте ПДД и безопасной езды вам!