zima-sneg-doroga-gryaz

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ
«Как житель Санкт-Петербурга хотел бы выразить благодарность руководству нашего города за принятое решение. В этом году многие в городе наконец-то увидели настоящую зиму без слякоти и грязи! В наш город пришли морозы, снег белый и приятно хрустит под ногами. Я очень этому рад» — таких постов, как этот, оставленный Алексеем Малаховым, в январе 2016 года в фейсбуке сотни. Пешеходы не могут нарадоваться чистой обуви, автомобилисты — чистым автомобилям. Ликуют и владельцы собак — грязе-солевые ванны не разъедают лапы на прогулках. Похоже, реагенты в последние годы стали для многих почти такой же городской бедой, как пробки, но если пробки в одночасье победить никому не удавалось, то здесь как в сказке — раз, и вернули людям снежинки.

«В этом году правительство города приняло непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5-10%»,— рассказали корреспонденту «Денег» в комитете по благоустройству администрации Санкт-Петербурга. А их коллеги из жилищного комитета, в ведении которого находится уборка во дворах, добавили, что поручили администрациям всех 18 районов города использовать в жилых зонах ту же технологию очистки, что и на магистралях, и не злоупотреблять реагентами.

Опыт Санкт-Петербурга заинтересовал мэра Риги Нила Ушакова, который 20 января написал на своей странице в фейсбуке, что представители Рижской думы отправятся в Санкт-Петербург изучать результаты эксперимента: «Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с минус пяти на плюс три градуса. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что, если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана. Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов».

Зима в Хельсинки
Не по-фински

В 1970-1980-х в Москве в спальных районах дети играли в хоккей на тротуарах: асфальт почти всю зиму был покрыт ледяной коркой. Малышей в детский сад возили на санках, а на лыжню вставали прямо у подъезда. Ничего этого много лет уже нет. Неужели климат так изменился? «А двести лет назад в Москве зимой вообще на санях ездили — даже главные улицы были под снегом»,— усмехается заведующий центральной лабораторией ФАУ «РосдорНИИ» Юрий Розов, замечая, что дело отнюдь не в климате, а в требованиях к дорожному покрытию. По его словам, в 1950-1970-х в Москве применяли противогололедные материалы — песок, иногда даже щебень и шлак. Соль и прочие вещества, вызывающие таяние снега, не использовали вовсе. Можно сказать, что тогда в Москве в холодные зимы было как в Финляндии — дороги содержались под уплотненным снежным покровом, обработанным песком или каменной крошкой. «А в нынешней Москве это уже невозможно, даже если мороз держится месяцами,— поясняет Юрий Розов.— В Хельсинки по отдельно взятому участку дороги в сутки проезжает до 1,5 тыс. автомобилей, а в Москве — 40-80 тыс. По мере роста интенсивности движения менялись требования к покрытию, соответственно, менялась и технология борьбы с зимней скользкостью».

С точки зрения обывателя уборка улиц от снега выглядит просто: власти ждут начала снегопада, а потом пригоняют бульдозеры и дворников с лопатами. Ну или не пригоняют, если «зиму не ждали». На практике все сложнее. Еще до снегопада улицы обрабатывают реагентами. Возможно, этой обработки будет достаточно, чтобы выпавший снег стаял, стекая в ливневую канализацию. При обильных снегопадах обработка реагентами приводит к таянию 20-30% выпавшего объема. Выбор реагентов зависит от температуры. Например, точка замерзания хлорида натрия -21°С, хлорида магния — до -35°С, а муравьиная кислота не дает раствору замерзнуть и при -80°С. В Москве сегодня, по словам Юрия Розова, применяют многокомпонентные противогололедные реагенты. Минимальная обработка используется и для облегчения физической расчистки — снег становится рыхлым и не примерзает к асфальту.

Смелое решение

Уборка с применением реагентов обходится дешевле, чем физическая расчистка и вывоз чистого снега. С другой стороны, точные затраты на реагенты никогда не рассчитать. В официальном пресс-релизе администрации Санкт-Петербурга от 12 января 2016 года, рассказывающем о новом подходе к уборке снега, упоминается секвестрирование бюджета на уборку улиц и содержится фраза «в условиях сокращенного финансирования обеспечить безопасность движения на улицах, не увеличив экологическую нагрузку».



На вопрос о том, дешевле или дороже оказался новый подход к снегоуборке, в комитете по благоустройству администрации Санкт-Петербурга корреспонденту «Денег» так и не ответили. Правда, согласились, что новая тактика требует больше затрат и усилий. Но решение об изменении подхода принято не спонтанно: «Сокращение применения соли зимой шло постепенно. В 2011 году комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности провел исследования влияния противогололедных материалов на городскую среду. Было зафиксировано, что город зимой «пересаливают», что приводит к гибели зеленых насаждений на газонах и другим негативным последствиям. Жители города традиционно жаловались на соленые лужи на дорогах, испорченную обувь, разъеденные лапы у собак после прогулок и т. п. После этого правительство города приняло решение сократить использование соли почти вдвое». Впрочем, на пресс-конференции 12 января говорилось, что на рынке представлены продукты, которые не наносят никакого вреда окружающей среде. Но их стоимость в десятки раз превышает стоимость материалов, традиционно используемых для борьбы с гололедом. По данным пресс-службы комитета, в этом году соль использовалась в основном осенью и в теплом декабре, при ночных заморозках на бесснежных улицах опасные места — мосты, путепроводы, съезды, подъемы, набережные — обрабатывали соляным раствором. С началом снегопадов был введен категорический запрет на использование соли в чистом виде. Снег с петербургских улиц собирают и вывозят на снегоплавильные пункты. Для борьбы с гололедом используют только песко-соляную смесь, которая разрыхляет, но не растапливает снег, чтобы его было легче убирать, а при сильных морозах действует на дорогах как абразив. По данным на 26 января, за две недели питерские дорожники вывезли с улиц уже более 707 тыс. кубометров снега (для сравнения: за весь прошлогодний сезон — чуть более 1 млн кубометров). «В этом году специализированная техника собирает снег в валы и горки, а в вечернее и ночное время его грузят и вывозят на снегоплавильные пункты, чтобы не мешать движению транспорта и не создавать пробки. Кто-то нас за это ругает, кому-то наши горки даже нравятся, но в любом случае видно, что мы действительно собираем, а не топим снежные массы. По итогу весь снег будет вывезен. В рамках выделенного бюджета и имеющихся ресурсов мы делаем и будем делать все, чтобы сохранить Петербург белым и чистым»,— рассказали в пресс-службе комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

По данным ГИБДД, в первую неделю после обильного снегопада — с 11 по 18 января 2016 года — в Санкт-Петербурге общее число ДТП на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число ДТП с пострадавшими сократилось в этот период на 40%. Некоторые жители ругают власти за то, что после снегопада они не могут ездить с той же скоростью, что и летом. Но другие считают, что водительская дисциплина улучшается, а отсутствие реагентов хорошо сказывается на состоянии автомобилей. В одной из популярных петербургских групп во «Вконтакте», посвященной ситуации на дорогах в Петербурге (vk.com/spb_today), был проведен опрос: что лучше — убирать дороги, прометая и вывозя снег, или использовать соль для борьбы со скользкостью? Итоги опроса, в котором приняло участие более 30 тыс. петербуржцев, показательны: 92% водителей и пешеходов довольны тем, как идет уборка. «Нам сейчас часто задают вопрос: уборка с минимальным использованием противогололедных средств — это эксперимент этого года, или так теперь будет всегда? — рассказали «Деньгам» в комитете благоустройства.— Отклики горожан и гостей Петербурга, оценки профессионалов и поддержка коллег дают понять, что мы — на правильном пути. Комитет будет продолжать работу, делая ставку на механическую уборку улиц без применения соли. С другой стороны, это, конечно, эксперимент. Дорожники уже забыли, что такое уборка без соли. Специалисты следят за прогнозами и при любом изменении погоды — похолодало, потеплело, идет обильный снег или посыпало немного крупы — разрабатывают оптимальную тактику действий для каждого района. Это почти математический расчет и ювелирная работа». Итоги, в том числе финансовые, планируют подводить весной. Вероятно, будут вносить какие-то коррективы. Например, в новом сезоне еще сократить количество соли в песко-соляной смеси до 2-5%. Если будет сделана ставка на вывоз снежных масс, то придется закупать еще погрузчики и самосвалы.

Москва залитая

Как заявил в интервью gazeta.ru 21 января глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, Москва изучит опыт Санкт-Петербурга. Похоже, и в Москве на фоне обильных снегопадов, которые начались еще во время новогодних каникул, реагентов применяют меньше — в некоторые дни дороги выглядели белоснежными. Но, возможно, это просто следствие обильных снегопадов, когда городские службы просто не успевали реагировать. Отказываться от химии в столице пока не собираются. «У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет»,— заявил Степан Орлов.

В зимний сезон 2014/15 года на столичных улицах и во дворах было вылито и высыпано 330 тыс. т реагентов: жидких — 86 тыс., твердых — 157 тыс., комбинированных — 87 тыс. т. В их состав входят модифицированные хлористый кальций, ацетат аммония, ацетат калия, хлористый натрий, хлористый кальций, ингибированный фосфатами. Согласно принятому в 2011 году нормативу, общая солевая нагрузка на Москву за сезон не должна превышать 387 тыс. т.

Объем выпавшего в этом году снега в столице — рекордный за последние 50 лет. 28 января заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков в интервью пресс-службе мэрии рассказал, что по данным Московского метеобюро на 9:00 27 января, за зимний сезон 2015/16 года в Москве выпало 172 см снега. Сумма накопленного за январь снега составляет 108 см. Это более чем в 2,5 раза выше нормы (среднемесячная норма осадков в январе — 38 см). На вопрос, в чем ключевые отличия уборки снега сегодня и в предыдущие годы, Бирюков рассказал лишь о расширении парка дорожной техники с 1,5 тыс. единиц в 2010 году аж до 18 тыс. в 2015-м, включая тяжелые машины — самосвалы и грейдеры. Снег вывозится на 56 стационарных снегоплавильных пунктов. Дополнительно работает 145 мобильных снеготаялок. С начала зимы они переработали более 4 млн кубометров снега. К сожалению, чиновник обошел вопрос, касающийся объема использованных противогололедных реагентов, а заодно и политики их применения, в том числе с учетом питерского опыта. На запрос «Денег» в столичном правительстве также не ответили.

А «реагентный вопрос» давно воспринимается как острый: уже два месяца на сайте change.org идет сбор подписей под петицией с требованием остановить и запретить применение противогололедных реагентов в Москве, собрано более 60 тыс. подписей. Не исключено, что столичные власти ведут свои эксперименты по снижение количества химии на дорогах, но говорить о результатах пока считают преждевременным.

А возможно, вопрос о количестве и качестве реагентов кажется щекотливым не только по экологическим соображениям. В декабре 2014 года был арестован председатель совета директоров и совладелец ООО «Уральский завод противогололедных материалов». Завод — крупнейший партнер Москвы, поставляющий в столицу более 250 млн т реагентов в год. Руководитель обвинен в искусственном завышении сметы. По версии следствия, в многокомпонентный реагент «Бионорд» несколько лет подряд добавлялся формиат натрия, или муравьиная кислота, которая никак не отразилась на его свойствах, но зато резко повысила стоимость. Объем махинации был оценен в 2,5 млрд руб.

А как вы относитесь к применению реагентов?