Жалоба в отдел Pontiac корпорации General Motors:
«Я пишу вам уже второй раз. Я понимаю, почему вы мне не отвечаете, вы, наверное, думаете, что я сошел с ума, но дело в том, что в нашей семье есть традиция: каждый вечер после ужина кушать мороженое на десерт. Вся семья голосует за вид мороженого, который мы должны выбрать, и я еду в магазин, чтобы его купить. Недавно я приобрел новый Pontiac, и с тех пор мои поездки в магазин стали проблемой. Видите ли, каждый раз, когда я покупаю ванильное мороженое, по возвращению из магазина моя машина не заводится. Если я покупаю любой другой вид мороженого, машина запускается нормально. Я хочу, чтобы вы знали, что я серьезно отношусь к этому, несмотря на то, что на первый взгляд это звучит довольно глупо: что может мешать запуску машины, когда я покупаю именно ванильное мороженое, и почему она легко запускается, когда я покупаю любой другой вид?'»
Президент, разумеется, был скептически настроен к этому письму, но тем не менее послал инженера, чтобы проверить это. Инженера встретил успешный, явно образованный человек из хорошего района. Они встретились после ужина, оба сели в машину и поехали в магазин. Тем вечером было проголосовано за ванильное мороженое, и, конечно же, после возвращения к машине она не завелась.
Инженер вернулся еще три вечера подряд. В первый вечер мужчина взял шоколадное мороженое. Машина завелась. Во второй вечер он взял клубничное. Машина завелась. В третий раз он заказал ванильное. Машина снова не завелась.
Инженер, будучи человеком логичным, не мог поверить, что машина этого человека имеет аллергию именно на ванильное мороженое. Он решил продолжать свои визиты пока не найдет ответ на загадку. Он начал делать пометки: записывал различные данные, время суток, вид используемого топлива, время на поездку в магазин и обратно, и так далее.
Вскоре появилась догадка: этот человек тратил на покупку ванильного мороженого меньше времени, чем на покупку других видов. Почему? Ответ крылся в организации отделов в магазине.
Ванильное мороженое, будучи самым популярным видом, было выставлено в отдельном холодильнике в начале магазина для быстрого выбора. Все другие виды хранились в задней части магазина и требовалось гораздо больше времени, чтобы найти мороженое и оплатить его.
Теперь проблемой для инженера стало понять почему машина не запускалась, когда на остановку тратилось мало времени. Как только фокус переместился с ванильного мороженого на время остановки, инженер быстро нашел ответ: паровая пробка. Дополнительное время, потраченное на выбор других видов мороженого, позволяло двигателю достаточно остыть для рассеивания паровой пробки. Когда мужчина брал ванильное, двигатель был все еще слишком горячим для того, чтобы паровая пробка смогла рассеяться.
Мораль: даже те проблемы, которые на первый взгляд, звучат как бред сумасшедшего, часто имеют вполне логическое объяснение.