На написание этого опуса меня натолкнул недавний пост про получение прав в Нидерландах. Не без интереса прочитав про мучения будущих водителей и общую правильность, что аж скулы сводит, решила поделиться опытом, как в далеком 2007 году я получала свои права в Доминиканской республике.

Во–первых, никто не заставляет ходить в автошколу. Т.е. они есть, но можно поучиться у папы, брата, соседа,и никакая справка о прохождении обучения с часами теории и практики требоваться не будет. В моем случае я уже полгода как рассекала просторы курортной деревни Баваро на папином Ниссане вообще без прав, благо дорог всего 2, светофор 1 и тот не работает, потому что и так все справляются. Но сознательность меня поборола, и я поехала в столицу сдавать на права.
Самое главное в этом деле — заплатить налог. Точную сумму не помню, но что–то около 80 долларов. Далее, прямо в здании, где сдается теория, будущему водителю проверяют зрение и группу крови (только благодаря этому я свою и узнала), выдают толстую книжку с картинками с ПДД. Не дав мне ее даже полистать, у меня поинтересовались, не хочу ли сразу пройти экзамен, благо есть свободные места. Экзамен состоит из 10 вопросов, которые задает компьютер. Ответы да или нет. Обычно идет небольшой анимационный ролик с ситуацией на дороге и вопрос из серии «Прав ли был мотоциклист?». Ситуации примитивные, никаких гужевых повозок и регулировщиков. Нужно натыкать 6 правильных ответов, после чего торжественно вручаются ученические права. По этому документу уже официально можно ездить, если на пассажирском сидении находится водитель с полноценными правами.
Через 45 дней, набравшись опыта, нужно приезжать на практический экзамен. Перед его началом проводится «информативный разговор», где опытный инструктор дает насущные советы. На этом разговоре меня удивило, что было очень много людей с 20–30 летним стажем вождения, которые только сейчас решили получать права. Очень порадовал вопрос от инструктора: «Когда нужно использовать аварийную сигнализацию?». Если кто–то из вас путешествовал по Латинской Америке, то вы не могли не заметить, как местное население любит включать аварийку по поводу и без: при торможении перед лежачим полицейским, во время сильного дождя, поприветствовать друга и т.п. Собственно, все эти варианты и были озвучены собравшимися в тот день многоопытными водителями, после чего инструктор произнес: «Нет, господа, аварийная сигнализация используется только в случае аварии или поломки автомобиля». После такого откровения все собравшиеся пошли сдавать практику.
Практический экзамен можно сдавать либо на своей машине, либо на государственной. Учитывая, что в Доминикане днем с огнем не сыщешь легковой автомобиль с механической коробкой, то сдается всё на автоматах. Сам экзамен представляет собой поездку по закрытой территории вокруг стадиона со знаками СТОП и нарисованными зебрами. В конце просят припарковаться между столбиками. Пройдя эту нехитрую процедуру, вам вручают бумагу, что экзамен сдан, и вы возвращаетесь получать готовые права. Всё!
Кто–то может возразить, что куда поедешь с правами какой–то банановой республики, и где они котируются? Но я совершенно спокойно брала по ним машину напрокат в США и Мексике, а в Испании, куда меня забросило ненадолго пожить, вообще поменяла их на права образца Евросоюза безо всяких экзаменов. Испанцы, кстати, тоже отличились и выдали мне права на категории А и В (хотя мои были только В), но это уже другая история.
Ну и немного о колорите вождения. Несмотря на все вышеописанные ужасы,в Доминиканской республике не так много серьезных аварий, потому что все ездят спокойно и друг друга пропускают. Как–то в Баваро заработал единственный светофор на перекрестке двух главных дорог, так на него никто не обращал внимания, потому что все привыкли друг друга пропускать по кругу. Проработал он ровно день, потом его отключили за ненадобностью.
Официально можно ездить пьяными за рулем. Т.е. ограничения по промилям есть (хотя я сейчас при беглом гуглопоиске так и не нашла точные цифры), но у полицейских, во всяком случае в то время, не было алколиметров, и если водитель был в состоянии внятно общаться, то его отпускали. Забавный момент, что нельзя было ехать и пить, но за езду пьяным никого не штрафовали.
Столица страны, Санто–Доминго, — это трехмиллионный город с туннелями, развязками и мостами. Движение там поистине броуновское, поэтому почти все машины так или иначе покоцаны судьбой. Но опять же, на уровне небольших царапин, потому что никто никуда не торопится, скорости минимальные.
Полицейские на дорогах такие же продажные, как мы привыкли. Иногда они могут просто остановить, посмотреть документы и, не найдя к чему придраться, попросить денег «на кока колу» — срабатывает общий рефлекс при виде белого человека, и даже форма и служебное положение не спасают.
На дорогах в городах огромное количество мотоциклистов, которые лезут со всех щелей в обход любых правил и нервируют ужасно. К ним я так и не смогла привыкнуть.
Номера на машинах только сзади, по примеру некоторых южных штатов Америки. Спереди можно повесить все, что угодно. Некоторые наши соотечественники, например, притащили номера со своих русских машин и гордо прикрепили их.
В целом с 2005 года, когда я впервые появилась в этой прекрасной стране, очень многое изменилось. Отстроили хорошие дороги через пол страны и продолжают строить дальше, поставили больше патрулей с проверками (теперь у них даже радары появились!), начали устраивать облавы на мотоциклистов, чтобы у тех были шлемы и т.п. Глядишь, через какое–то время придется бедным доминиканцам учиться в автошколах.